Минск
+24 oC
USD: 2.06
EUR: 2.28

Поколение-Y возвращатся к идее социального государства

На справедливость

“В ближайшее время мы примем решения. Они должны быть беспрецедентными. Главное — это жилье. Если третий ребенок родился и ты, условно, получаешь бесплатно квартиру от государства, думаю, будут рожать”. Это заявление о поддержке многодетных семей, сделанное Александром Лукашенко в финале “Большого разговора с Президентом”, вновь недвусмысленно подчеркнуло социальный характер нашего государства. И следование ему — в общемировых трендах.

Фото vseprof.ru

Любопытный парадокс отмечает британский журнал Economist. В 1991 году казалось, что капитализм окончательно победил, а социализм стал синонимом экономических неудач. Однако 30 лет спустя социализм снова оказался в моде. Причина во взрослении миллениалов, или поколения Y — так американцы Уильям Штраус и Нил Хаув назвали родившихся в восьмидесятых — девяностых годах ХХ века. Метаморфозы налицо: новоизбранный американский конгрессмен Александрия Окасио-Кортес называет себя демократической социалисткой, а в Великобритании бескомпромиссный лидер Лейбористской партии Джереми Корбин может занять кресло на Даунинг-стрит, пишет издание.

Разумеется, предлагают социал-неофиты отнюдь не мировую революцию. “В США социалисты выступают за достойный уровень всеобщей системы здравоохранения, который принят в большинстве стран богатого мира... Новые социалисты утверждают, что неравенство вышло из-под контроля, а устройство экономики отвечает только корпоративным интересам... Ряд представителей новых социалистов убеждают в том, что обширная часть государственных услуг может быть покрыта в первую очередь за счет более высоких налогов на роскошь. В действительности, по мере того как население стареет, государству становится труднее поддерживать существующий уровень оказываемых услуг без повышения налогов для людей со средним уровнем дохода”.

Несложно понять, что речь идет, по сути, о классическом социальном государстве. Сам Economist убежден: “По мере диверсификации моделей развития различных стран, их социального устройства, тема “нового социализма” будет постоянно находиться на плаву, как и вечное стремление к справедливости и равенству”. Вот только представления о социальном государстве у различных государств также различные. Французская Le Monde рисует сегодняшнюю ситуацию в столице своей страны: “В Париже наблюдается одно явление, которое можно назвать пространственной объективизацией классовой борьбы. С одной стороны, есть красивые кварталы на западе. С другой — есть более бедные районы на востоке и севере. На очень ограниченном пространстве могут соседствовать невообразимые богатства и страшная бедность... Молодые пары с хорошими зарплатами никак не контактируют с семьями мигрантов. Белые отправляют детей в частные школы, черные — в государственные. Символическое насилие никуда не делось”.

Массовые протесты, в том числе выступления “желтых жилетов”, — реакция на подобную ситуацию. Немецкий политолог Саша Тамм указывает, что в любом обществе между группами идет борьба за ресурсы, опирающаяся на фундаментальную либеральную идею о свободном рынке:

— А это неизбежно и всякий раз рождает несправедливость в перераспределении ресурсов. Поэтому либералы должны требовать такого порядка, при котором общественная помощь достается только тем, кто действительно в ней нуждается. Сейчас этого нет из-за политического давления снизу, которое заставляет государство тратить деньги на поддержку и тех, кто и сам мог бы справиться с обеспечением своего благосостояния.

Весьма любопытен опыт Китая, социальная политика которого многими аналитиками характеризуется как довольно жесткая. Эта жесткость проявляется, во-первых, в распространении системы социального обеспечения лишь на часть населения — главным образом на рабочих государственных предприятий и госслужащих. Во-вторых, в де-факто существующей политике ограничения рождаемости и возложении финансовой ответственности за второго и последующего детей на родителей. В этом отношении особенно заметно отличие от нашей страны, социальная политика которой призвана, наоборот, максимально стимулировать рождаемость. Причины различий очевидны: цель китайского социального государства — ограничить прирост населения самой крупной страны, цель нашего — содействовать его увеличению. Кстати, доля граждан в возрасте старше 65 лет возрастет в Китае с 6,7 процента населения в 1995 году до 11,4 процента в 2020-м и 20,1 процента в 2040-м.

Социальное государство — это не миф и не утопия, однако для каждой территории оно уникально, хотя те или иные элементы могут вполне заимствоваться из опыта других стран. Например, Китай реформы своей социальной системы осуществляет исходя из рекомендаций Международной организации труда, при этом свою пенсионную реформу — основной элемент системы соцобеспечения — осуществляет с использованием сингапурского и чилийского опыта. При этом бесплатного социального жилья в КНР — при всей ее коммунистичности — попросту нет.

В  нашей стране ее социальный характер недвусмысленно прописан буквально в 1-й статье Конституции, которая гласит: “Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство”. И существующие реалии не дают повода усомниться в правоте Основного Закона. Одной из самых знаковых мер долгосрочной поддержки многодетных семей с 2015 года стал семейный капитал, который назначается в размере 10 тысяч долларов в эквиваленте при рождении или усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей. Как отмечает Министерство труда и социальной защиты, по состоянию на 1 февраля 2019 года в стране открыто более 64 тысяч депозитных счетов на семейный капитал на общую сумму, эквивалентную 641,77 миллиона долларов. В целом в связи с рождением и воспитанием детей наше законодательство предусматривает 11 видов пособий. Причем эта разветвленная система постоянно совершенствуется, учитывая нужды самых уязвимых в социальном плане семей. На начало этого года более полумиллиона детей так или иначе получали поддержку в виде пособия. С 1 февраля этого года суммы выплат выросли в связи с увеличением размера бюджета прожиточного минимума и среднемесячной зарплаты. А с 2011 года поступательно растет показатель рождения пятых и последующих детей.
КСТАТИ

В Беларуси предлагается увеличить размер некоторых видов пособий по уходу за детьми, сообщил заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко. Конкретные цифры возможного повышения он пока не назвал, поскольку вопрос по поручению Президента дорабатывается. Еще одно предложение Правительства — засчитывать в страховой стаж для назначения трудовых пенсий периоды отпуска по уходу за ребенком и уходу за детьми до достижения ими 3-х лет не более 12 лет в общей сложности (теперь — не более 9 лет). Также рассматривается возможность использования семейного капитала досрочно, до достижения ребенком 18 лет (на образование, улучшение жилищных условий, лечение и др.).

(По сообщению БЕЛТА)

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
5
Загрузка...