«На собственную продовольственную безопасность и экспорт должен работать каждый клочок земли. Но пока не работает...»

БЕЛАРУСЬ на пороге выборов в Национальное собрание. Кандидаты в депутаты публикуют свои программы, обещают приложить максимум усилий для улучшения жизни людей. А что хотят от будущих народных избранников представители агропромышленного комплекса? Над какими законопроектами должны работать депутаты для того, чтобы повысить отдачу нашего главного природного богатства — земли? На этом сосредоточили внимание участники «круглого стола», который «БН» организовала в Смолевичском районе. В дискуссии приняли участие председатель райисполкома Михаил ЗАГОРЦЕВ, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Вячеслав ЛОПАТКО, директор РСУП «Петровичи» Владимир БАСАН, директор ЧУП «Смолевичи-СУЗОН» Казимир СОБОЛЕВСКИЙ, управляющий обособленным структурным сельхозпредприятием «Первомайский» ОАО «БелАЗ» Николай КОЗЛОВ.

Аграрные менеджеры Смолевичского района в ходе дискуссии за «круглым столом» анализировали резервы повышения эффективности и обратились за помощью к будущим депутатам Палаты представителей

БЕЛАРУСЬ на пороге выборов в Национальное собрание. Кандидаты в депутаты публикуют свои программы, обещают приложить максимум усилий для улучшения жизни людей. А что хотят от будущих народных избранников представители агропромышленного комплекса? Над какими законопроектами должны работать депутаты для того, чтобы повысить отдачу нашего главного природного богатства — земли? На этом сосредоточили внимание участники «круглого стола», который «БН» организовала в Смолевичском районе. В дискуссии приняли участие председатель райисполкома Михаил ЗАГОРЦЕВ, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Вячеслав ЛОПАТКО, директор РСУП «Петровичи» Владимир БАСАН, директор ЧУП «Смолевичи-СУЗОН» Казимир СОБОЛЕВСКИЙ, управляющий обособленным структурным сельхозпредприятием «Первомайский» ОАО «БелАЗ» Николай КОЗЛОВ.

Михаил ЗАГОРЦЕВ: — На мой взгляд, сейчас в стране недостаточно жесткие законы в области землепользования. Не все соблюдают севообороты, недостаточно вносят удобрений. В результате почва обедняется, гумуса становится меньше, но владелец за это не несет никакой ответственности. Наверное, надо в этой сфере подкорректировать законодательство так, чтобы не надо было ждать 5 лет, а потом беспомощно разводить руками: мол, земля обеднела, а наделить местные власти полномочиями принимать меры воздействия к таким хозяевам.

Вячеслав ЛОПАТКО: — Сегодня мы уговариваем, требуем, принуждаем руководителей и специалистов бережно относиться к земле, заботиться о сохранении ее плодородия. Но это, согласитесь, уже вчерашний день. Нужны алгоритмы работы: хорошим хозяевам — поощрение, нерачительным — наказание. Решения об этом должны выносить эксперты, ученые. Такой подход должен быть закреплен законодательно.

Михаил ЗАГОРЦЕВ: — Сейчас право изымать землю у нерадивых пользователей есть. И иногда у фермеров ее действительно забирают. Но это требует большой волокиты и длительных временных рамок. Поэтому я предлагаю будущим парламентариям подумать над тем, чтобы упростить эту процедуру.

Ведь нередко случаются такие ситуации. Фермер имеет землю. Приходит май, крупные сельхозпредприятия давно отсеялись, а он ничего не делает. Мы в этой ситуации по нынешнему законодательству должны сначала его уведомить, затем 70 дней подождать и лишь потом принимать меры. А время уже ушло, земля пустовала, ничего от нее не получили. Поэтому мое конкретное предложение к законодателям: разрешить райисполкому в течение короткого времени (5—7 дней) изымать землю, если на ней не ведутся весенние работы в оптимальные сроки, и передавать другому пользователю, который успеет еще что-то там сделать.

Считаю, что народные избранники должны подумать и об установлении материальной ответственности за неправильную работу на земле. Например, установить штраф за снижение плодородия почвы для лиц, ответственных за это.

«БН»: — Вы говорите о фермерах. А как быть с крупными сельхозпредприятиями?

Михаил ЗАГОРЦЕВ: — У нас перед законом все равны. Ведь не сложно привлечь специалистов, которые установят, что, допустим, в таком-то СПК или ОАО плодородие почвы уменьшилось по вине руководителя или агронома. Должен быть законодательно разработан механизм привлечения их к ответственности за это. Я не говорю о наказании за урожай, потому что он зависит от многих фактов, в том числе погодных. Но заботиться о поддержании плодородия почвы — это святая обязанность специалистов и руководителей. Тогда, кстати, они не будут чувствовать себя временщиками на земле.

Отдельно следует на законодательном уровне рассмотреть вопрос совершенствования земельных отношений на уровне личных подсобных хозяйств. Поясню суть проблемы. В Смолевичском и других близких к Минску районах земля нередко становится объектом всевозможных злоупотреблений и спекуляций. Под последними не следует понимать покупку ее по дешевой цене и продажу по дорогой. Дело в другом. Скажем, старушка, имеющая 30—40 соток земли, требует от местных руководителей, чтобы они помогали обрабатывать землю, убирать урожай, а выращенным пользуются дети и внуки, проживающие в столице, вкладывая минимум труда. Разве это не спекуляция на заботе о стариках, на системе государственной политики поддержки пожилых людей?

 Владимир БАСАН: — Пусть законодатели значительно уменьшат количество земли для личных подсобных хозяйств, причем не только в пристоличье, но и по всей стране для пожилых людей. Есть ведь разумные пределы того, сколько нужно одинокой бабушке. Остальная земля должна переходить в севооборот сельхозпредприятий.

Вячеслав ЛОПАТКО: — Еще один аспект проблемы. Нередко в деревнях приходится наблюдать так называемую чересполосицу, когда одни приусадебные участки возделываются, а другие — нет. Да, их можно забирать. Но процедура опять же очень сложная, требует много времени. Пусть законодатели разрешат местным властям оперативно забирать пустые участки прямо весной, чтобы получать на них урожай.

Николай КОЗЛОВ: — Если мы ставим в масштабах страны грандиозные задачи наращивания экспорта продовольствия, то на них должен работать каждый клочок земли. А ситуация, когда в деревнях полно пустующих участков, этому не способствует. У нас, руководителей сельхозпредприятий, нет полномочий, чтобы вводить их в севооборот. Нужны радикальные меры. Сегодня пустующие участки находятся в ведении сельсоветов. Необходимо законодательно разрешить передавать их по первому требованию сельхозпроизводителям, если, скажем, до конца мая они не засеяны. Мы с них в первый год сможем еще хоть что-то получить, а в дальнейшем — полноценные урожаи.

Казимир СОБОЛЕВСКИЙ: — Наша страна по размерам небольшая. Поэтому от земли надо получать максимальную выгоду. Подобное не всегда понимают те, кто на ней не работает, но использует в своих целях. Это относится к электроэнергетикам, газовикам, дорожникам и представителям других сфер. Им, извините за выражение, часто наплевать на то, где проходят инженерные сети, что при их прокладке изымается большое количество плодородной почвы. Нужно разработать такие законы, которые позволяли бы прокладывать все сети преимущественно вдоль дорог и только в незначительном количестве — по плодородным участкам.

Михаил ЗАГОРЦЕВ: — В стране нужны новые подходы и к использованию средств, вырученных от продажи земли. Сейчас закон позволяет использовать их только в том сельсовете, на территории которого продали участки. В результате получается, что в отдельных сельсоветах от таких сделок на счетах имеются определенные суммы, которые лежат мертвым грузом. Но на территории других сельсоветов использовать их для прокладки инженерных сетей закон не позволяет. Но, простите, районной власти ведь виднее, где деньги более нужны. Земельные участки дороже продаются ближе к городу, там благоустройство всегда лучше. А нам надо проводить инженерные работы на окраине района, где в этом большая нужда. Пусть будущие законодатели подумают над такой проблемой и разрешат районным властям расходовать эти деньги по своему усмотрению.

Вячеслав ЛОПАТКО: — Проблема рационального использования земли тесно связана с вопросом пустующих домов в деревнях. Государство в последнее время приняло меры для того, чтобы развязать этот узел: старые постройки сносятся, наследникам предлагается или обрабатывать землю, или сдать ее. Но процесс поиска наследников нередко затягивается на длительный период. А земля тем временем зарастает сорняками. Думается, что нужно упростить эту процедуру. Прописать в законе, что если кто-то не обрабатывал землю в течение одного года, то сразу лишается ее.

Николай КОЗЛОВ: — Найти дополнительную землю в стране можно и за счет уменьшения количества местных дорог. Их пока много. А почему? Да потому что никто не пытался подсчитать, сколько их надо, допустим, на тысячу гектаров сельхозугодий. Есть различные полевые дороги, которыми привыкли пользоваться местные жители и водители, но они не нужны сельхозпроизводителям. Там, где они сейчас, могут расти хлеб или травы. Специалисты могут определить оптимальное количество дорог на определенную площадь, а народные избранники — закрепить это законодательно.

Вячеслав ЛОПАТКО: — Хочется затронуть вопрос нецелевого использования сельскохозяйственных земель. В последнее время в этом направлении государство ведет правильную политику. Но жизнь не стоит на месте, иногда требует корректировок в нормативных актах. Приведу такой пример. В нашем районе есть птицефабрика. Если ей надо расширяться, то не будешь ведь искать где-то находящийся отдельно непахотный участок. Поэтому целесообразно выделить хоть и сельхозземли для новых цехов, но примыкающие к существующему производству. Это потребует не так уж много земли. Поэтому, думается, следовало бы разрешить передавать пахотные земли именно предприятиям агропромышленного комплекса при условии введения в районе в севооборот аналогичных участков в других местах. Здесь тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма увеличивается.

Владимир БАСАН: — Наше хозяйство находится в 25 километрах от Минска. Это провоцирует отток кадров в столицу. Как решить проблему? Существуют два проверенных жизнью пути — увеличивать зарплату и предоставлять жилье. Второй вариант — самый эффективный, потому что в Минске надо сначала десять лет ждать, пока тебя поставят в очередь на жилье, затем еще больше — когда его получишь, причем за деньги. А в сельхозпредприятии — сразу и бесплатно. Но в последнее время в этом вопросе возникли проблемы. Выделение льготных кредитов хозяйствам для возведения жилья своим работникам существенно снизилось. В 2009 году мы сдали 10 одноквартирных домов, а потом — ни одного. Думается, народным избранникам надо подумать над созданием закона о сельском строительстве, где четко прописать методы его стимулирования.

Казимир СОБОЛЕВСКИЙ: — Я хочу затронуть проблему поддержки сельхозпроизводителей. У нас сейчас, к сожалению, она осуществляется нередко по принципу «всем сестрам по серьгам», т. е. в этом вопросе наблюдается уравниловка, которая не способствует прогрессу в агропромышленном производстве. Нужно законодательно закрепить адресную помощь селу. Наибольшие дотации должны получать те, кто лучше хозяйствует на земле. В этом случае от них можно ожидать значительной  отдачи. Сейчас же часто поддержка одинакова тем, кто получает 30 центнеров зерна с гектара, и тем, у кого 50. В такой ситуации первые, образно говоря, закапывают деньги в землю. Отдайте их вторым, и через пару лет у них будет 60.

«БН»: — Хочется поблагодарить всех участников дискуссии за интересные предложения в адрес будущих парламентариев. Надеемся, что конструктивные идеи не останутся незамеченными народными избранниками, и депутаты постараются разрешить поставленные задачи.

Материалы дискуссии подготовил Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter