На службе у господина Рейтинга? В Центральном Доме журналиста прошел первый кинофестиваль «Профессия: журналист», организованный Союзом журналистов России и Гильдией кинорежиссеров России

Фильм Сергея Герасимова «Журналист» заканчивается ироничной  репликой, брошенной редактором заводской «многотиражки», правдорубом в печати, но трусом в реальной борьбе со злом. «Пойду совершенствовать мир на основе собственных несовершенств», – стыдливо роняет киногерой. А нынче-то каковы они, мастера пера?

Я сидела в полупустом кинозале Домжура, где демонстрировался легендарный фильм, и думала: где же они, борцы с несправедливостью, стремящиеся к высоким профессиональным стандартам? Ау!.. А в ответ – треск кинопроектора и мелькание черно-белых кадров сыплющейся и рвущейся кинопленки. Для кого на киноэкране разворачивалось действо? Неужели нынешних журналистов перестала интересовать история профессии?
«Я пошел в журналистику, потому что для меня это был способ наиболее полного познания мира», – говорит герой «Журналиста»  Юрий Алябьев. Эта ценностная установка выбора профессии универсальна и  существует вне времени. Однако, похоже, сегодня в журналистике преобладают какие-то другие ориентиры. Что же собой представляют эти новые «маяки?»
– Во всем мире профессия рекламного работника, политтехнолога и журналиста – это разные профессии, – сказал на открытии кинофестиваля «Профессия: журналист» председатель СЖР Всеволод Богданов. – Политический PR и журналистика за рубежом – это две разные профессии, где перебежки из одной в другую не приветствуются, а у нас все это – одно ведро. Не буду уточнять какое…
В самом деле, возьмем культовый американский фильм о тележурналистах с канала новостей CNN «Переключая каналы». Главные герои, тележурналисты канала новостей, в борьбе за правду и справедливость, желая также  спасти жизнь несправедливо осужденного на казнь человека, ставят на карту свою карьеру. Выступая одновременно яркими антиподами команды «политтехнологов», которые ратуют за «казнь в прямом эфире» ради того, чтобы их «кандидат» одержал победу на губернаторских выборах. Добро и справедливость, а следовательно, и журналистика торжествуют, победив команду «грязных политтехнологов». 
Так видят профессию тележурналиста в США.
А у нас? Работы об «изнанке» профессии явно превалируют в своей популярности над работами о «позитивных журналистах». На кинофестиваль было представлено огромное количество работ о грязной «кухне» подготовки телепрограмм. И ни одной – об идеальных журналистах.
Очевидны два принципиально разных подхода в журналистике: один – стремление изменить мир через «четвертую власть», и второй – просто констатировать происходящее, «без гнева и пристрастия». Сегодняшняя российская журналистика, похоже, однозначно выбрала второй путь, который принято называть «западным». Но вспомним фильм о тележурналистах CNN «Переключая каналы»: на Западе журналисты сдавать позиции «четвертой власти» не собираются.
Российская журналистика – «констатация фактов», это наше собственное изобретение, родившееся в контексте поклонения Идолу Рейтинга. Как сказал режиссер Сергей Майборода, представивший на конкурс серию биографических телепередач «Фотоальбом» (приз СЖР), «раньше журналистика была посвящена человеку. А сейчас – абстрактному рейтингу». Как составляются пресловутые телерейтинги, еще год назад подробно в «МК» писал в статье-расследовании «Под властью маньяков» Александр Минкин. Что изменилось? Ничего. Рейтинг был и остается Идолом, на который обязана молиться вся когорта журналистов, подгоняя высокие идеалы под витальные ценности «средне-
статистического телезрителя».
Герой конкурсного короткометражного телефильма «Неамериканская история» (режиссер Павел Головкин), обозреватель маленькой новосибирской телестудии подмечает: «Мы живем в удивительный век, когда появилась пресса, у которой нет читателя и нет телезрителя. Журналистика стала приложением к рекламному рынку». Реклама, как и медаль, имеет две стороны. Передел рекламного рынка стал причиной убийства Владислава Листьева (утверждает конкурсный телефильм «Все это – телевидение», режиссер Дмитрий Завильгельский).
Но если журналистика – это не политтехнологии и не реклама, то к чему же должна в нынешней России стремиться эта профессия? Был ли на кинофестивале «Профессия: журналист» обозначен профессиональный вектор? На мой взгляд, нет. Конкурсные работы более или менее талантливо, иронично, жестко, документально, но в любом случае – констатирующе обозначали «то, что есть в нашей журналистике». Без обозначения перспектив.
В зале по-разному реагировали на киноработы о «нынешней журналистике». Смеялись над ее поверхностностью (молодая журналистка занята в престижной газете составлением гороскопов, фильм «Специалист» Елены Сорокиной). Грустили и радовались вместе со съемочной группой из Хабаровска, сопереживая документальной «кухне» выпуска новостей на Дальнем Востоке («Местное время», режиссер Анна Самойлова). Смеялись вместе с «Квартетом-И» и его рассказом о «как бы радио» (фильм «День Радио», режиссер Дмитрий Дьяченко. Приз за лучший игровой фильм).
И все же, как говорили древние греки, «если не знаешь, куда плыть, любой вектор не будет попутным».
– Обрекая себя на профессию журналиста, человек вряд ли может рассчитывать на кавказское долголетие, – скептически заметил на дискуссионном фестивальном «круглом столе» «Формула доверия» Лев Новоженов. – В Германии продолжительность жизни журналиста – 56 лет, а у нас и того меньше.
– Тогда почему же люди так рвутся в эту профессию? Если она нервная, опасная, в ней мало платят и она сокращает жизнь? – прозвучал вопрос из зала.
«А рвутся ли люди в профессию?» – мелькнуло в голове.
В зале – одни девочки, студентки журфака МГУ. Пришли на кинофестиваль ради любопытства? Дискуссия «круглого стола» свелась к единственной теме: каково место женщины в профессии журналиста? (невольно вспомнился американский культовый фильм 60-х «Большие гонки»). Вот те на! Вместо профессионального разговора о кино и тележурналистике – проблемы феминизма и эмансипации.
Куда же подевались мужики? Все ушли на фронт… политического пиара?
«Совершенствовать мир на основе собственных несовершенств» никто из нынешних журналистов даже не пытается. Современный журналист пытается приспособиться. Стремится вписаться в мир бизнеса, в мир политической конъюнктуры, чтобы, видимо, как в том анекдоте про кандидата в депутаты Госдумы, не бороться с коррупцией, а участвовать в ней.
Менять мир стало опасно. Документальные фильмы «Убийство Анны Политковской» и «Артем Боровик, последний путь» (режиссер Левиева Этери) свидетельствуют как раз об этом. А еще очень странно, что среди номинаций кинофестиваля «Профессия: журналист» не было номинации «Военная журналистика». Весь день 4 ноября в Домжуре крутили «фильмы про стрингеров», но в отдельную номинацию эту тематику жюри не вынесли. Зато была номинация «Лучший игровой фильм», в которой лидером оказался фильм о «как бы радио». То есть фильм о «как бы журналистике».
Вообще, фестиваль оставил много вопросов. Например, его влияние на нынешнюю ситуацию с телевидением, дошедшим в своей пошлости и вульгарности до крайности. «Мы не занимаемся размещением призовых работ на телеэкране, – четко и ясно ответил член жюри Игорь Степанов. – Это работа кинопродюсера, а не наша». Возможно, он прав, и все же, как пишет в книге по кинорежиссуре Александр Червинский, «кино можно крутить и в пустом сарае, но все же кино без зрителя – это не кино».
Второй вопрос. Жанры кино- и телеформата. Как сравнивать разные «весовые категории» в одной номинации? Вот, например, фильм о тлеющей «горячей точке» в Закавказье Сергея Говорухина «Никто, кроме нас». Каждый план по-киношному тщательно вылизан, такого на телевидении не увидишь! Но с этим кинофильмом приходится соревноваться короткометражному телеформату «Пазл грустного стрингера» (режиссер  Константин Смирнов), и именно «Стрингер» получает главный приз! 
Голливуд выдает премии за разные профессиональные сферы: за режиссерскую, сценарную, операторскую работу – и так вплоть до костюма и грима. И пусть не хватит на всех статуэток для победителей, зато диплом подписать – не проблема. Жаль, что жюри кинофестиваля «Профессия: журналист» не захотелось заниматься подобной конкретизацией в оценке работ. Поэтому субъективизм, конечно, дал себя знать. Игровая работа, снятая на базе театральной постановки (кого же следует награждать – театр или киножурналистов?), – «День радио» о «как бы радиожурналистах, работающих на как бы радио», – была признана жюри вершиной… как бы кинофестиваля?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter