Кому еще довелось жить на сломе двух эпох?

На сломе эпох

Обсуждаем с товарищем санкции. Средняя зарплата в Англии по их же данным (национальное управление статистики) «с учетом всех бонусов — 2500 фунтов в месяц». На аренду жилья, «коммуналку» и проезд уходит примерно 1000. Живыми деньгами остается 1500 х 12 = 18 000 фунтов в год. 

рисунок олега карповича.

По подсчетам The Guardian, «в результате санкций и ответных контрсанкций каждая британская семья потеряет в этом году в среднем 2500 фунтов». Это минус 15 % к уровню жизни. Это если ничего не изменится — а оно изменится. И цены на топливо, и на электричество, и на пшеницу. 

Экономика

«Прогноз по росту экономики в 2022 году снижен с 4,2 % до 1,9 %, а для 2023 года — до нуля», — Guardian. Bloomberg (США): «В Британии стремительный рост цен на сэндвичи» и прочий фастфуд. А это основная пища «жителей пригородов, офисных работников» и, напомню, эмигрантов. «Эксперты предупреждают, что это только начало и дальше будет только хуже».

Учим геополитическую азбуку: ­«С — санкции».

Сплошной муравьиной вереницей уходят из России западные торговые марки. Прямо-таки «Исход. Часть II». Кто поумнее, «приостанавливает». Остальные «закрываются». 
Задумаемся о государственном регулировании при капитализме. О реальной свободе предпринимательства. Ведь никто в здравом уме, надеюсь, не верит, что все эти компании бросили успешный рынок из принципов и теряют деньги за ценности? Добровольно? Добавим к этому: теряют практически одномоментно — и можно уже прикидывать уровень давления на любой западный бизнес со стороны главного западного государства. 
Он запределен. Просто оформлен совсем не так прозрачно, чем в приснопамятной «советской плановой экономике».

Дипломатия

А вот в дипломатии так сделать не получилось. «Большинство стран Африки вообще отказалось поддерживать Украину в конфликте с Россией и тем более направлять «добровольцев» в помощь киевскому режиму», — пишет французский журнал Courrier International. Об этом заявил президент Сенегала Маки Салл на саммите Организации африканского единства. 

Западным наблюдателям «это непонятно». Ровно так же, как правительственной делегации США непонятно, почему Венесуэла посылает их и куда («nah»). В переводе с кастильского — обратно в Вашингтон. С западной точки зрения века рабства и сегрегации, неоколониализма и угнетения, а также покушения на Чавеса и Мадуро, экономические блокады, подрывная работа и все прочие «западные ценности» — это ж not personal, just business. 
А ведь и Земля, и ее человечество, если задуматься, держатся только тем, что не бабло — главное. Что есть вещи важнее, главнее, сильнее бабла. 
Посему «крайнее раздражение» у англосаксов вызывает позиция, скажем, ОАЭ, где отказались осуждать Россию на Генеральной Ассамблее ООН. И не стали снимать трубку, когда позвонил Байден. Мы в Беларуси помним: это отрезвляет. 

Или позиция, казалось бы, Пакистана — ведь с принципами Китая и Индии мы знакомы. Однако Guardian удивляется: великие британцы потребовали от премьер-министра Имран Хана присоединиться к ним. На что тот ответил: «За кого вы нас принимаете? Мы не ваши рабы и не обязаны выполнять ваши приказы». 

Про арабский мир в целом нечего и говорить: они не забыли ни оккупацию Ирака (с участием украинцев), ни «преступления США и их союзников против гражданского населения Сирии, Ливии, Ирака и ближневосточного региона в целом». И не намерены забывать. 
Мир анлосаксонского превосходства, доминирования, угнетения и выдаивания ресурсов всей планеты «тiльки для себе» рушится на глазах. 
Это исторические времена. Это начало смены эпох. И это «С — санкции». 

Пессимизм

Для нашей страны — и так совпало, что одновременно с принятием новой Конституции — действительно начинается новая эпоха. Начало недолгой старой мы еще хорошо помним: километровые очереди в Москве к первому в ­СССР макдональдсу. Сейчас, пожалуй, уже все бывшие советские люди осознали: может быть, это и был момент продажи первородства за похлебку. 
Так что мы с товарищем все эти маки провожали бы маршем. «Прощание славянки» подойдет. 
Тут в разговор вступила молодая женщина, до сих пор молча слушавшая витающих в эмпиреях планетарного уровня. «Да? А краска для волос? — спросила она. — А бытовая техника? А запчасти к автомобилям? Теперь — как?»

И она по-своему права: как женщина, как хранительница очага и уклада, как основа привычного миропорядка. 

Но именно поэтому с ней невозможно спорить аргументами. Мы начали мямлить про Китай, который делает уже все, про давно (благодаря стратегии Президента) обеспеченную продовольственную безопасность, про свои машины… — скептическая улыбка не сходила с ее губ. 
Кстати, очень хочется надеяться, что наши хозяйственники, производители, экономисты, правительство в целом не забыли фразу: «Советский Союз развалился от того, что туалетную бумагу делали только в Финляндии». И сделали выводы, и уже давно. Прямо наждачной бумагой по тому самому месту. 
Конечно, нам будет нелегко. Трудно будет, чего там. Но если усердно работать, не ныть и не разгильдяйничать, все мы сможем сделать у себя. Жизнь свою, главное, сможем сделать. 

Помните, Александр Лукашенко спрашивал: «Готовы ли вы, белорусы, платить за собственную оборону, за собственное государство?» и предлагал подумать. Предупредив, что это не самый главный вопрос. 
«Следующий вопрос, уважаемые белорусы: вы готовы платить за эту дорогую вещь, имя которой суверенитет и независимость? Прежде чем отвечать, подумайте». 
Собственно, вот и пришло время, подумав, отвечать. Делами и всей дальнейшей жизнью. Отвечать и нам с товарищем, и молодым женщинам, и всем остальным: похлебка? Или все-таки первородство?

И оптимизм


Но, повторю, с женщиной, с тоской вспоминающей слова «хна и басма», разговаривать надо по-другому. Например, так. 

Когда закончится демилитаризация и начнется вдумчивая денацификация, медведь отряхнет со своей задницы муравьев и неспешно обратит взор на закат. В этот момент там и сработает «боевая дизентерия доктора Комаровского», в разработке которой он сам, себе же на беду, и признался. 

В этот момент перед всеми сбежавшими, вводившими санкции, забиравшими евро и арестовывавшими самолеты, встанет только один вопрос: «Вернуть все взад? Или газ по 10 000 — и то выборочно?» 

Сейчас, может, и не верится, но они — вернутся. Как буслы весной. Так и будет. 

Главное, в любой кризис видеть возможности. «Профессия ютуб-блогера в России практически уничтожена за эти две недели», — стонут экстремистские каналы. Так и не профессия то была, раз. И слава богу, два — идите, наконец, работать. Работы-то много предстоит, и долгой, и трудной. 
Главное — не бояться. Верить в себя. В свой народ и в своего Президента. В своих братьев, союзников и друзей. Не предавать. 
И вспомнить, наконец, и осознать, и принять: против нас давно объявили войну. А нам со своей земли отступать некуда. 

Да и незачем. Впереди — новая, светлая, лучшая эпоха. 

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter