Зачем шкловской «Сельхозтехнике» электробаян и почему в Москву ездил сам бригадир тракторной бригады

На шпалы вышел весь аппарат

СОВСЕМ недавно в популярной рубрике «Тракторы-легенды» в статье «Дрожь земли» мы рассказали о тракторе Т-74 . Через день в редакции раздается звонок. Один из героев материала – преподаватель дисциплины «Тракторы» Шкловского лицея Александр Грудино предложил сменить на время «курс» и перейти от тракторов-легенд к легендарным людям, которые работали на Т-74 и ДТ-54 в сельхозтехниках и сельхозхимиях. Корреспондент «СГ» согласился с доводами читателя и незамедлительно отправился для начала в командировку в Шклов.   

Автор изобретения фрезеровщик Евгений ПОТЕХИН (слева).

ШКЛОВСКАЯ машинно-тракторная станция (МТС) — одна из самых старых в Беларуси. Год основания — 1930-й, так что, можно сказать, стояла у истоков основания всего машинно-тракторного парка БССР. Считалась сердцем сельского хозяйства района. МТС имела и первые тракторы — «Фордзоны». А в сельхозпредприятиях наблюдался дефицит техники. Они заключали со станцией договоры на сельхозработы. Обучали трактористов, председателей и счетоводов для колхозов. МТС реорганизовывали не раз: в РТС — ремонтно-техническую станцию, затем в РТМС — ремонтно-техническую мелиоративную станцию, в районную базу «Белглавтермаш»… Наконец, в районное объединение «Сельхозтехника». Позже из нее выделилась сельхозхимия. Современное название — ОАО «Шкловский агросервис».

С 1969 по 1979 год предприятие возглавлял Владимир Моханек. Построили здания для ремонта и техобслуживания автомобилей, оборудования ферм, котельную. Ввели в эксплуатацию новый детский сад на 150 мест, 40- и 70-квартирные дома. Продолжался ремонт гусеничных тракторов ДТ-54 и ДТ-74. 

Уборочный отряд комбайнов «Нива» пять лет занимал первое место в республике по намолоту зерна. Василий Чульцов — один из тех, кто в нем состоял. И сейчас говорит, что это были лучшие времена в его жизни.

Во время осмотра техники

Смекалистых специалистов приглашали убирать урожай во все регионы БССР. А однажды отряд в составе 26 человек (водителей грузовиков и комбайнеров) даже отправили в Краснодарский край, в совхоз «Усть-Пламенский». 

Василий Макарович добавляет:

— Там убирали хлеб по другому принципу. У нас — прямое комбайнирование, когда жнут и сразу молотят, а в Краснодарском крае — раздельное. Пшеницу кладут в волок, а потом обмолачивают. Технику предоставил совхоз. Намолотили по 300 тонн. Урожайность — 50—60 центнеров с гектара. Для сравнения: в колхозах имени Фрунзе, Кирова, «Заря» — 30—35. 

Василий Макарович работал на «Ниве» СК-4М. Он лестно отзывается о технике: «Жатка трехметровая. Двигатель 78 «лошадок». Переменная передача. Кабина с вентилятором и светом. О таком комфорте в моделях СК-3 и СК-4 только мечтали». А предшественник этих машин С-4М заводился… ручкой. Василий Чульцов до службы в армии успел на нем поработать.

В 1982 году представители райсельхозтехники — участники ВДНХ СССР. Фрезеровщик Евгений Потехин разрабатывает и внедряет в производство резцедержатель, который устанавливали на станок. 

В те годы райсельхозтехника восстанавливала с нуля многие тракторы модели ДТ-54. Работали сотни человек. Организация напоминала завод по производству сельхозтехники. Как применялся резцедержатель? Когда зубья шестеренки изнашивались и уменьшались в размере, их первоначальные размеры восстанавливали: на старые зубья сваркой наплавляли новый металл. А фрезерный резец убирал лишний металл с точностью до миллиметра. Шестеренка была готова к замене.

В диспетчерской: на связи весь район.

За изобретение Евгений Потехин получил премию — 50 рублей. А годовой экономический эффект от внедрения разработки — две с половиной тысячи рублей. В Шкловском историко-краеведческом музее хранится копия постановления о награждении за подписью заместителя председателя Главного комитета ВДНХ СССР Валерия Месяца. 

С 1983 по 1989 год предприятие возглавлял Виктор Горнак (впоследствии — председатель Шкловского райисполкома). Виктор Яковлевич часто применял нетрадиционные формы работы: «Купил электробаян, сделал фонтан с рыбками. Сейчас в офисах городских, на фирмах аквариумы для релаксации. А мы, деревенские, тогда умели сочетать отдых с работой. И это не пустые слова. Принимал предприятие с 400 тысячами рублей убытков, сдавал с двумя миллионами прибыли. При этом не пострадал штат — вырос со 110 до 275 человек. Зарплата с 80—110 рублей в месяц возросла до тысячи рублей. Отличные деньги! Хозяйство считалось одним из передовых. За опытом съезжались из многих республик СССР». 

Как укреплял дисциплину? При входе в административное здание вывесили плакат с изображением курящего осла. Под ним подпись: «В конторе курит только он и …» Вместо многоточия — фамилия того, кого застали за пагубной привычкой. На территории повесили красочный стенд. На нем рабочий показывал на щиты с фамилиями пьяниц. И подпись: «Товарищ, стой, заклейми позором этих …» Такой подход действовал на психику нарушителей. Некоторые даже с работы увольнялись. 

Была и такая проблема — в хозяйство не могли подвезти минеральные удобрения. Причем застревали именно большие объемы. К райсельхозхимии были проложены железнодорожные пути. Однако из-за гнилых шпал вагоны сходили с рельсов. 

Сначала первый секретарь райкома партии Вера Костенко попыталась договориться с руководством железной дороги. Но компромисс не нашли. Пришлось восстанавливать шпалы так называемым инициативным путем. 

Шкловская райсельхозхимия в год получала около трех тысяч тонн удобрений. А в тот момент под угрозой срыва оказались поставки в Шкловский и Круглянский районы. Поэтому железную дорогу ремонтировал весь аппарат управления. 

В РАЙСЕЛЬХОЗХИМИИ не хватало погрузчиков. Самым лучшим тогда считался ТО-18 Минского тракторного завода. Технику распределяла Москва. 

— Возникла идея съездить за ней в столицу СССР, попросить у начальства, — вспоминает Виктор Яковлевич Горнак. — Понимал, что представиться в своей должности — не видать удачи. Решил, что просить поедет бригадир тракторной бригады Александр Шкарубо. А я — в качестве его помощника. 

Заместитель председателя «Союзтяжмаша» не устоял перед просьбой простого работяги. Через месяц райсельхозхимия получила новый ТО-18. К слову, Александр Шкарубо был уже пенсионером, имел орден Ленина за трудовые заслуги. Сколько было радости у человека! Хотя сначала он сомневался, что просто так дадут погрузчик. А согласился ехать лишь потому, что Москву хотел посмотреть...

СПРАВКА «СГ» 

В начале 80-х многие механизаторы Шкловщины отмечены высокими наградами. Орденом Ленина: трактористы совхоза «Городище» Виктор Зотиков, колхоза имени Фрунзе Илья Прохоров. Орденом Трудового Красного Знамени: тракторист колхоза имени Фрунзе Григорий Анисимов, колхоза «Правда» Николай Денисевич, колхоза имени Ленина Виктор Мозольков, колхоза «Заветы Ленина» Михаил Липский, комбайнер колхоза имени Свердлова Иван Здоровиков. 

Виктор ГОРНАК:

— После Городокского техникума я попал в спецотделение Быховской сельхозтехники. Занял должность бригадира.  Когда заболел один из механизаторов,  решил сесть за штурвал трактора я. Помню, оставалось доработать пять дней — и в армию. Но случилась неприятность: одна из деталей навозообразователя свалилась на ногу. Расстроился, что могут пришить «уклонение от службы». С трещиной в ступне ноги, преодолевая дикую боль, сумел не выдать себя врачам. Медкомиссию прошел успешно. Правда, некоторые врачи все же интересовались: почему на ноге опухоль? Я отделывался шуткой: это с детства…Только через три месяца зажила ступня. 


Василий ЧУЛЬЦОВ:

— В 1978 году намолотил 846 тонн. Некоторые на тысячу выходили — так было и в последующие годы. Только в 1980-м лето дождливое выдалось — справились с трудом. За высокие достижения аграриям сразу несколько премий давали. Сначала деньги от себя вручал профсоюз, потом газеты — районная, областная. А из республиканских изданий щедро финансово поощряла «Сельская газета». Переводила на адрес предприятия немалые деньги — по 400 рублей на человека. На  них обставил квартиру — купил диван, кресла, стол, шкаф… Всего тогда получил около двух тысяч рублей, солидную по тем временам сумму.


В ТЕМУ 

Для обновления Шкловской МТС много сил отдал директор, бывший партизан, коммунист Федор Михайлович Лукашенко. За досрочное и качественное выполнение плана весенне-полевых работ 1975 года Шкловской МТС присудили первое место в областном соревновании. Вручили переходящее Красное знамя обкома КПБ и облисполкома. Коллектив станции наградили переходящим Красным знаменем ЦК ЛКСМБ. Народный комиссариат земледелия БССР вручил директору МТС Федору Лукашенко именные часы.

(Окончание следует.)

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter