На шаг ближе к природе

Становятся городские дети благодаря урокам экологии и энтузиастам-учителямДля городских жителей, задыхающихся от суеты, пыли и шума, отдых на природе — это глоток свежего воздуха. В прямом и переносном смыслах. Поэтому сейчас во всем мире популярен экологический туризм. Но такой туризм — не просто вылазка в ближайший лес на шашлыки. Это отдых с идеей: расслабляйся так, чтобы при этом не навредить природе. Как это сделать, знают далеко не все. Многие и вовсе не понимают, зачем это вообще нужно. Сейчас подрастает поколение городских детей, у которых нет бабушек в деревне. Они не видели кур и коров, не валялись на сеновалах, не ходили в лес за ягодами и грибами. И, попадая на природу, даже не знают, как себя там вести, что можно, а что нельзя. Объяснить им это было некому.

Понять и полюбить
Наталья Илькевич с детства обожает все живое, ползающее, плавающее и растущее. Теперь она — молодая учительница экологии, член республиканской общественной организации “Белая Русь”, учит любить окружающую природу учеников школы № 5 города Молодечно. Эта школа — с экологическим профилем. Раньше уроки экологии входили в школьную программу, а с этого года стали факультативными. Однако детей на ее занятиях меньше не стало.
— Экологию мы изучаем со второго по восьмой класс, — объясняет Наталья. — Со второклассниками изучение живого мира начинаем со знакомства с птицами, которых они каждый день могут видеть на улицах. Если раньше для них все темные птицы казались похожими, они путали грача с вороной, то теперь знают, чем они отличаются: грач, к примеру, крупнее вороны, черный и с большим клювом.
Наталья вспоминает, что многие малыши на уроках с удивлением узнали, что кроме перелетных птиц есть еще и кочующие. А третьеклассники, начав изучать насекомых, стали меньше их бояться.
— С малышами вообще работать легко, очень большая отдача, — говорит она. — У них горят глаза, им все это так интересно. Придешь на урок, спросишь: “Что мы изучали с вами на прошлом уроке?”, и они наперебой кричат. Все помнят, хотя ничего не записывали.
У старшеклассников занятия по экологии связаны с полезным трудом. Каждую весну школьники ходят в школьное лесничество огораживать муравейники, убирать берег реки Уши, парк. В этом году их добычей стали изношенные шины, крыло автомобиля, не говоря уже о множестве бутылок, бумаги и пластика. И между делом они узнают, что пластик разлагается очень медленно, и если выкинуть пустой пакет от чипсов в лесу, то он будет лежать там и при их детях, и даже при внуках. Если его никто не уберет, конечно.
— Очень надеюсь, что если дети убрали парк сами, то потом они уже мусорить там не будут, — рассуждает моя собеседница. — А может, еще и своего друга остановят: я же здесь убирал! Огородили муравейник, узнали, как живут муравьи, и начинают по-другому к ним относиться. Уже нет такого жгучего желания все разломать и уничтожить. Их энергия уходит в другом направлении. Так, через экологическое образование мы стараемся формировать всестороннюю личность
Наблюдательный да увидит
Молодая учительница экологии родом из Бобруйска и приехала в Молодечно с мужем после окончания географического факультета БГУ. И ни капельки не жалеет, что не пыталась осесть в столице. Говорит, Молодечно гораздо уютнее шумного Минска, здесь больше воздуха.
— Со своими детьми я каждый день сама узнаю что-то новое, — смеется Наталья Илькевич. — Они задают мне такие вопросы, что приходится лезть в книги, чтобы найти ответ.
Осенью, проводя практические уроки на пришкольном участке, Наталья с учениками заметили, что на всех кленах листья с черными точками. Это их заинтересовало, они стали всем классом искать хотя бы один клен с чистыми листьями — и не нашли. Не обнаружили они его и в парке, и в сосновом бору. Так ребята узнали, что клен — хороший индикатор состояния окружающей среды.
— Сейчас весна, листочки на деревьях только распустились, и мы с детьми хотим провести наблюдение: когда на них появляются темные точки, с какой скоростью развиваются. Если все получится, то, возможно, напишем научную работу на тему биоиндикации.
Самое же большое событие для всех школьников — предстоящий туристический слет. Он проходит каждый год в конце учебного года, и участвуют в нем все — от мала до велика. Выезжают на несколько дней за город, в лес, разбивают палаточный городок, проводят спортивные соревнования. И заодно применяют на практике то, чему научились на уроках экологии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter