Конечно, правоохранительные органы двух стран не бездействуют, есть объединенная база данных, позволяющая обмениваться сведениями о пропавших автомобилях. Но и покупателям машин надо быть начеку: заключая сделку купли-продажи, оформлять договор по всем правилам, чтобы в момент подписи документов присутствовали и покупатель, и продавец-собственник (а не третьи лица) и чтобы составлялись они уполномоченным лицом (организацией) и имели все необходимые реквизиты. Увы, нередко наши доверчивые граждане оставляют “продавцу” из России свои анкетные данные, а он через некоторое время привозит документы на машину и договор купли-продажи. Но, купив автомобиль, покупатель вдруг узнает, что на руках у него “липа”, а машина — в розыске.
Теоретически сегодня просто раздолье для похитителей личного автотранспорта. По числу машин на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ — их количество на тысячу человек приближается к 300. И все больше в собственности белорусов новых дорогих автомобилей. Нет границ и для их перемещения внутри Таможенного союза с обширными территориями России и Казахстана, где украденные машины могут запросто “раствориться”. Ведь автомобили — “движимое имущество”: завел и поехал. Кому-то хочется просто покататься на чужой машине, а кого-то привлекает возможность быстро обогатиться. Тем отраднее, что преступлений в этой сфере становится меньше. С начала этого года зарегистрировано 197 краж и 665 угонов автомобилей, тогда как за аналогичный период минувшего эти показатели были значительно больше.
Сотрудники уголовного розыска ищут и потрепанные “Жигули”, и крутые иномарки. Причем, как принято говорить в правоохранительных органах, на эффективность борьбы с преступностью влияет не жесткость наказания, а его неотвратимость. Это правило не является исключением и при раскрытии краж и угонов автомобилей, говорит начальник отдела Главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД, подполковник милиции Алексей Малахов. С начала года уже раскрыто 128 краж автомобилей (65 процентов их общего количества) и 584 угона (87,8 процента).
Нередко люди теряют свои машины по собственной беспечности. Распивают спиртное со знакомыми и незнакомыми людьми. Пьянеют, а когда приходят в себя — автомобиля уже нет. Позже выясняется, что его взяли без спроса собутыльники. Но бывает и так, что потерпевший заявляет об угоне, а сам, оказывается, будучи подшофе, разрешил приятелю доехать на автомобиле до дома.
Машин угонялось бы намного меньше, будь они оборудованы надежной сигнализацией. В этом плане хорошо зарекомендовали себя иммобилайзеры, которые ставят заводы-изготовители на автомобили последних лет выпуска. Такие машины заводятся только ключом со встроенным чипом. В дополнение сотрудники милиции рекомендуют проводить маркировку. Она наносится на определенные части и агрегаты автомобиля, после чего эти сведения пополняют компьютерную базу МВД.
Известно, например, что с BMW довольно часто снимают дорогостоящие зеркала. Только в Минске за ночь иногда происходит 7—10 таких краж. А ведь чего проще взять и промаркировать зеркала. Видимая маркировка наносится на само зеркало (и другие детали), поэтому преступник его трогать не станет: зачем ему проблемы со сбытом похищенного товара? А невидимая позволяет сотрудникам уголовного розыска при помощи специальных устройств идентифицировать ту или иную деталь.
sverk@sb.by