
На 17 марта приходится Герасим‑грачевник. В народе говорят, что именно он «пригоняет» грачей.
18 марта женщины молились и кланялись мученику Конону, которого у нас считали хранителем детей от тяжелейшей болезни — оспы. В этот день наблюдали за погодой, и если он выдавался спокойный и ясный, то верили, что Конон защитит природу от сильного градобоя летом и все уже подросшее на полях и огородах не получит таких отметин, как лица людей от оспы.
На 19 марта в католическом календаре приходится «Язэп». Присматривались к погоде и относились к приметам «з даверам». «Як Язэп кiўне барадою, то зiма ўцякае ўнiз галавою». Верили, что ясная погода принесет надежду на добрый урожай и довольно «лагоднае надвор’е».
Также на «Язэпа» в некоторых регионах, например на Мядельщине, Браславщине и на Вилейщине, уже ожидали прилет «буслоў».
20 марта идет Василий.
21‑е число — «Лазар» и «Апанас». Считалось, что если в этот день прилетят жаворонки, то следует ожидать «шчырага» тепла и «лагоднай» ранней весны. Кроме того, 20 — 21 марта — период весеннего равноденствия, и он по‑особому отмечался в народе, ведь раньше и начало нового года считали именно по этому дню, по наступлению весны и оживлению всей природы.
22 марта идет праздник, получивший в народе название «Саракi», или «Саракасвятыя», «Сорак пакутнiкаў». Весна уже окончательно приходит на землю и «са сваёй дарогi не саступiць». «На Саракi прылятаюць з‑за мора птахi», «Святыя Саракi ў поле саху валаклi», «Саракi — то не суйся блiзка да ракi». Число 40, входившее в название «свята», обыгрывалось в поверьях, обрядовых действиях, которые проводились и бытовали раньше.
23 марта — Василиса. В деревнях и селениях возле водоемов, особенно рек, в этот период был сильный риск подтопления домов и строений. Густой и стелющийся по земле туман с самого утра обещал летом хоть и частые ливни, но зато весьма богатый урожай, а вот сильные порывистые ветры, тем более холодные, наоборот, предвещали позднюю и холодную весну и почти что «голодный» год.