Депутат — о перспективах сотрудничества с Россией

На санкции ответим вместе и достойно


По итогам недавней встречи глав государств Беларуси и России Александр Лукашенко отметил, что Россия пошла на серьезные и беспрецедентные шаги по поддержке экономики нашей страны. Спустя несколько дней во время общения с коллегой Романом Головченко председатель правительства России Михаил Мишустин отметил, что укрепление интеграции в рамках Союзного государства станет лучшим ответом России и Беларуси на санкции Запада. 

О том, какие шаги уже предприняты, и прогнозе на будущее, хотелось бы поделиться мнением. 

Все мы свидетели большого передела мира. Причем речь идет не столько о границах, сколько о мировой экономике, в том числе связях между странами. Не будет монополии, которую насаждала мировым производителям одна страна — США. Если упростить, именно гегемон указывал, кому и что производить и покупать. Экономика развивается по своим законам, идет интеграция, создаются корпорации. А затем на этом поле начинается война за уничтожение конкурентов. И нужно четко понимать, что наша страна с ее экономическими достижениями им мешает.

Давайте проследим, как развивались события. В 1992 году белорусы стояли в очередях за несчастными «ножками Буша». В 1994-м ездили в Испанию договариваться об импорте миллиона тонн пшеницы, чтобы люди не остались голодными. А сейчас мы серьезные конкуренты, экспортируем сельхозпродукцию на 7 миллиардов долларов в год. Рост экономики наблюдается и в России. Это касается и продуктов питания, и производства ресурсов, и вооружения, что не устраивает США.

Они пытаются подключить инструменты недобросовестной конкуренции, причем пакеты санкций, по сути, вводят уже с 1992 года. К примеру, начали восстанавливать металлургию — и сразу для ввоза на американский рынок ее облагают 40-процентным налогом. Гегемония запрещает большей части мира и странам НАТО покупать. Однако происходят известные события, и расстановка сил меняется. Мы научились не бояться санкций, так как первыми почувствовали их на себе. 

Напомню, как вводился запрет на поставку современного оборудования для промышленных предприятий и сельхозорганизаций, на инновации. В ответ включились в работу собственные научные институты, создали, к примеру, с помощью китайских коллег двигатель для комбайна. Затем были попытки ограничить экспорт. Однако сегодня у нашей республики есть торговые дома в каждом цивилизованном государстве. Коммерция, если есть спрос, все равно находит пути, задушить ее невозможно. 

Как видим, санкции уже работают против экономик стран Запада даже без введения ответных мер: бешеные цены на топливо и газ, на удобрения. А ведь сельское хозяйство — венец, объединяющий все отрасли. Продукты питания упрощенно складываются из техники (а это металлургия, энергетика, газ), удобрений и ручного труда. Если на Западе в 3—7 раз выросли цены из-за их санкций, у нас, наоборот, снижается стоимость газа. Это чрезвычайно важный результат переговоров двух президентов: внутренние российские цены на голубое топливо для Беларуси. Многие наши отрасли, особенно тепличное хозяйство, всегда нуждались именно в этой мере для повышения конкурентоспособности. До сих пор мы платили в два раза дороже россиян. И еще один важный момент — цена зафиксирована в белорусских рублях. Между тем для Европы стоимость удобрений повысилась в три раза, а значит, уменьшится в будущем урожайность. Это все скажется на простых людях. Общаюсь с коллегами в Германии и Польше, там цены в продовольственных магазинах растут ежедневно. Прибалты уже приезжают и скупают у нас продукты питания. У латышей на прилавках нет соли. И не будет, пока действуют санкции, пока не наладят экономические связи. 

Если смотреть глобально, Россия определила страны-партнеры и наоборот. И мы видим, что, несмотря на угрозу закрыться, те же «Макдоналдсы» не ушли из РФ. Но россияне как патриоты отказываются от них. Что касается нас, обозначено 28 союзных программ. Некоторые до последних событий шли тяжело, потому что заключены долгосрочные договоры с жесткими рамками, изменить их не так-то просто. Однако сейчас прогресс очевиден. Кроме того, коллеги в Госдуме Российской Федерации изменили подход, как и наш Парламент. Все решения экономического и интеграционного плана, необходимые Правительству, принимаем и меняем чуть ли не в течение 24 часов, чтобы наша промышленность не остановилась. Импортозамещением активно занимаемся более десяти лет, а кооперация у нас с союзным государством и так высока: около 20 миллионов россиян, по сути, работают на предприятиях, которые связаны с белорусской промышленностью. Мы в одной лодке.

Из-за санкций около 90 иностранных компаний ушли с рынка России. И если говорить о сельхозпроизводстве, задача нашей страны и профильного министерства — «войти на торговые дороги и в реки» России, Индии и Китая. Возможно, отказаться от доллара во взаимных расчетах. И такой опыт уже есть. К примеру, на предприятиях индустриального парка «Великий камень» все расчеты производятся в юанях. 

Россия в некоторой степени перенимает опыт нашей социально ориентированной экономики. В преддверии посевной для сельского хозяйства приняли льготное кредитование, финансирование увеличили на 50 процентов по сравнению с прошлым годом на все: от техники до закупки семян. И белорусам нужно брать с них пример, чтобы всех накормить. К примеру, огромная страна Китай, где 22 процента населения мира и не более 10 процентов мировых посевных площадей, не может полностью обеспечить себя продовольствием. Однако благодаря грамотной политике и лично Си Цзиньпину они перешли на полноценное питание, полезное для здоровья. В этом заслуга и белорусов. 

И наши сельхозпредприятия в перспективе должны посеять в разы больше, за это воздастся. Получим качественные продукты питания, чтобы ни в чем не нуждаться, особенно если можем их вырастить на своих полях. 

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter