На рыночных перекрестках

Работники  транспортной  отрасли  потребительской  кооперации  в  конкурентной  борьбе  делают  ставку  на  обновление  подвижного  состава  и  расширение  спектра  оказываемых  услуг

Работники  транспортной  отрасли  потребительской  кооперации  в  конкурентной  борьбе  делают  ставку  на  обновление  подвижного  состава  и  расширение  спектра  оказываемых  услуг 

Более 85 процентов товаров различного назначения доставляется в системе потребительской кооперации собственным транспортом. Понятно, что любые сбои в работе отрасли чреваты самыми серьезными последствиями. Говоря об этих, в общем-то, прописных истинах, необходимо также иметь в виду, что ситуация обостряется усиливающейся конкуренцией в данном сегменте рынка. Чтобы соответствовать современным требованиям, следует грамотно «рулить»: не лихачить, но и не позволять конкурентам обойти на вираже. Заинтересованный, конкретный разговор о перспективах развития транспортной отрасли потребкооперации состоялся на республиканском семинаре-совещании, который проходил на базе частного унитарного предприятия «Автотранс № 9 Гродненского облпотребсоюза» и его филиала в Волковыске. 

В потребительской кооперации стало уже традицией проведение подобных мероприятий непосредственно в регионах. На месте, как говорится, виднее. Недавно, например, на Гродненщине сверяли свои позиции работники общественного питания. И вот снова здесь принимали гостей, на этот раз представителей транспортной отрасли. Почему вновь был выбран Гродненский облпотребсоюз? Ответ, думается, очевиден: едут туда, где есть чему поучиться. В этом смысле сделано действительно немало, в результате чего транспортная составляющая играет одну из ведущих ролей в системе кооперативных координат областного союза потребительских обществ. Нынешний уровень  позволяет автотранспортному предприятию успешно справляться с поставленными задачами, работать на перспективу. Вот так бы везде, тогда и проблем поубавилось. Между тем, как показывает анализ, обстановка на местах неоднозначная, что, в свою очередь, требует переосмысления подходов и средств достижения поставленных целей, в целом перспектив развития отрасли. 

По словам заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Александра Забелло, на транспортников возложена основная обязанность по обслуживанию торговли и общественного питания. Между тем в последние годы наметился определенный разрыв в развитии отраслей. В торговле, в частности, в течение нескольких лет было приобретено свыше пятнадцати тысяч единиц холодильного оборудования, что позволило значительно расширить ассортимент реализуемой продукции. Увеличились, естественно, и объемы грузоперевозок. Если же задаться вопросом, в какой мере транспортная отрасль готова к работе в новых условиях, то необходимо признать, что ее возможности ограничены. Более чем из шести тысяч грузовых автомобилей имеется только 118 рефрижераторов. Поэтому в летний период возникают определенные сложности с доставкой скоропортящихся продуктов. К тому же часть транспорта отвлекается на заготовки, и в результате в торговле ощущается его нехватка. 

— Надо совершить прорыв в развитии транспортной отрасли, — подчеркнул Александр Забелло. 

За счет каких факторов? Прежде всего требуются структурные изменения в отрасли. Уже практически не осталось в районах филиалов областных автокомбинатов. Вместо них созданы автобазы в райпо, которые в ряде кооперативных организаций едва сводят концы с концами, там низкий коэффициент выхода транспорта на линию. Еще одна проблема — длительное нахождение автомобилей под загрузкой на распределительных складах. По мнению Александра Забелло, такие факты следует расценивать как обычную бесхозяйственность. Разве можно в таком случае рассчитывать на экономическую эффективность? И это, несмотря на то, что главной целью по-прежнему остается получение прибыли. Элементарные расчеты показывают, что  большегрузный автомобиль способен перевезти за один рейс столько товаров, для чего потребовалось бы несколько «газонов». 

Другая крайность — нехватка малотоннажных автомобилей, причем в сегменте машин грузоподъемностью до трех тонн до недавних пор приоритет отдавался Горьковскому автозаводу. Между тем цены на автомобили постепенно выравниваются, и, возможно, следует обратить более пристальное внимание на иных производителей, на тот же, например, итальянский «Фиат». Серьезно предстоит поработать и над оснащением автомобилей холодильными установками.    

В общем, возможны различные варианты, но главным при этом должно оставаться взаимодействие между отраслями, которым необходимо работать в тесной связке. На таких принципах и строятся отношения в Гродненском облпотребсоюзе, где такой подход давно уже стал определяющим. В его эффективности участники семинара смогли убедиться в Волковысском филиале областного автотранспортного предприятия. Хотя, по словам директора Владимира Толочко, филиал не является юридическим лицом, однако имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке, а также вправе от своего имени заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде. Как видим, обладает достаточно большой самостоятельностью в действиях, что можно только приветствовать. Отсутствие мелочной опеки позволяет принимать наиболее выверенные и экономически целесообразные решения, успешно конкурировать с коммерческими структурами, которых в городе предостаточно. Основной вид деятельности — перевозка грузов в междугородном и пригородном сообщениях, обслуживание потребительской кооперации. С целью увеличения доходов оказываются транспортные услуги сторонним организациям, платные — населению по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей. Кроме того, на станции диагностики проводятся годовые технические осмотры легковых автомобилей и микроавтобусов. 

По информации Владимира Толочко, соотношение потребкооперации и сторонних организаций в общем объеме перевозок — 80 и 20 процентов, хотя раньше было наоборот. Ситуация изменилась после того, как крупные местные промышленные предприятия — гормолзавод и мясокомбинат — обзавелись собственным транспортом и отказались от услуг филиала. По мнению Владимира Иосифовича, поскольку рынок перевозок достаточно подвижен и переменчив, необходимо учитывать конъюнктуру, работать на перспективу, что, естественно, предполагает наличие средств, причем немалых, для обновления автопарка, модернизации ремонтной базы. На станции по техническому обслуживанию автомобилей, например, необходимо приобрести компьютерный стенд для регулировки развал-схождения колес. Его стоимость — 30 миллионов рублей, но это оправданные затраты, поскольку клиенту гарантируется качество проведения ремонта, а сами ремонтники застрахованы от необоснованных претензий — параметры выполненных операций по «лечению» автомобиля сохраняются в базе данных компьютера. 

Или такой момент: на СТО установлены только два подъемника, что недостаточно, и, как следствие, объем оказываемых платных услуг пока что сравнительно небольшой. Между тем от клиентов нет отбоя, даже очередь выстраивается. Выход — в расширении ремонтной базы и спектра оказываемых услуг, однако требуется, как минимум, 140 миллионов рублей. Где взять средства, если предприятие закредитовано после приобретения новых автомобилей? И таких вопросов возникает немало. Их, надо отдать должное волковысским транспортникам, постепенно решают, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Клиентам, в частности, очень удобно, что в случае выявления неисправности автомобиля при прохождении техосмотра можно оперативно ее устранить на СТО. 

Одного только не могут взять в толк на предприятии: отчего оказываемые транспортные услуги отнесены почему-то к социальным, с соответствующими, естественно, расценками. Ведь, согласитесь, ответственность за ремонт дорогой иномарки и жигуленка неравнозначная, но на стоимости выполненных работ это никак не отражается. Явная, извините, несуразность. Между тем работники филиала в течение двух лет не получали премий и прогрессивок, экономили буквально на всем, пока реализовали проект по созданию станции диагностики. 

Зато теперь имеют здесь 34 процента рентабельности, а на СТО этот показатель составляет 24 процента. Поэтому прав, безусловно, Александр Забелло, говоря о том, что транспортники должны опередить частника, прежде всего за счет таких высокоэффективных проектов и более активного привлечения сторонних промышленных предприятий. 

Кстати, всего за 2007 год Волковысским филиалом получено 1,4 миллиарда рублей доходов. Рентабельность составила 7,7 процента, а чистая прибыль — около 80 миллионов рублей. При этом львиная доля в доходах приходится на оказанные транспортные услуги. Эффективная работа предприятия позволила ему в течение двух последних лет приобрести пять автомобилей, четыре из которых — новые. В результате в настоящее время эксплуатируется 28 автомобилей. За высокие достижения в транспортной отрасли коллектив филиала в 2003-м и 2006 годах был награжден «Почетным знаком» Белкоопсоюза. 

Головное предприятие — ЧУП «Автотранс № 9 Гродненского облпотребсоюза» — расположено в областном центре. В нынешнем году здесь будут отмечать шестидесятилетний юбилей с момента его образования. От небольшой автотранспортной эксплуатационной конторы, в которой насчитывалось всего восемнадцать автомашин, до современного, технически оснащенного автокомбината — такой путь прошел трудовой коллектив, сохранив при этом преемственность поколений и верность традициям. Предприятие претерпело различные преобразования, но при всех метаморфозах главной задачей оставалось транспортное обслуживание организаций потребительской кооперации, с которой, замечу, всегда успешно справлялись. 

Сегодня парк Автотранса № 9 насчитывает 76 автомобилей, а численность работников вместе с Волковысским филиалом составляет более сотни человек. Если верно утверждение, что театр начинается с вешалки, то предприятие — с проходной. Она, должен заметить, произвела на участников семинара хорошее впечатление. Здесь их встречали облаченные в униформу контролеры. В обычном режиме работали диспетчерская и медпункт, где ежедневно проходят проверку водители. На просторной территории предприятия, словно по ранжиру, выстроились новенькие, будто вчера сошедшие с заводского конвейера, автомобили. Хозяева действительно постарались показать, что называется, товар лицом, и это им удалось. 

По словам директора Автотранса № 9 Владимира Матыса, в 2006 году было приобретено четыре изотермических фургона на шасси автомобиля МАЗ грузоподъемностью 7,5 тонны. В минувшем году автомобильный парк пополнился двумя рефрижераторами на шасси ГАЗ-3309 грузоподъемностью 4 тонны каждый и двумя самосвалами МАЗ-555-102220. Уже нынче купили три изотермических фургона ГАЗ-3309 и один хлебный фургон ГАЗ-3309.  Владимир Владимирович обратил внимание участников семинара на такой существенный момент: при приобретении новых автомобилей предпочтение отдается дизелям, которые имеют меньшую линейную норму расхода горючего по сравнению с бензиновыми двигателями. Замечу, что такой прорыв в обновлении автопарка произошел за те полтора года, как Матыс возглавил предприятие. 

Тем не менее не скрывал директор, что в данном направлении работу надо продолжать. Ведь в настоящее время семьдесят процентов автомобилей эксплуатируются свыше восьми лет. На предприятии установлен режим жесткой экономии. В частности, имеется участок по ремонту и обслуживанию газобаллонных автомобилей, сорок водителей прошли обучение на право управления ими. В результате почти 53 процента грузовых автомобилей работают на сжиженном и сжатом газе. В минувшем году экономический эффект от эксплуатации газотопливных автомобилей составил 240 миллионов рублей. 

— Если бы нам удалось сохранить набранные темпы по обновлению автомобильного парка, — констатировал Владимир Матыс, — то в течение пяти лет проблема была бы решена. 

Вопрос, как обычно, упирается в нехватку средств. Поэтому приходится поддерживать имеющийся подвижной состав в рабочем состоянии. Предприятие располагает неплохой производственно-технической базой. Цеха укомплектованы необходимым оборудованием, что позволяет выполнять шлифовку коленчатых валов автомобилей всех марок, капитальный ремонт двигателя, проверку и регулировку СО карбюраторных и дымности дизельных двигателей, зарядку аккумуляторов, сварочные работы. Кроме того, производится капитальный и восстановительный ремонт изотермических фургонов. С целью расширения сферы оказываемых платных услуг ведется строительство станции диагностики грузовых и легковых автомобилей. Ее ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал нынешнего года. 

— Транспортники системы потребкооперации хотят зарабатывать на оказании услуг сторонним организациям, — отметил Александр Забелло, — что само по себе похвально. Однако надо четко определиться, какие из них самые эффективные и быстро окупаемые. Если уж вкладывать средства, то действительно в наиболее выгодные и перспективные проекты. 

Об этом Александр Леонидович говорил на пленарном заседании, где подводились итоги работы транспортной отрасли за 2007 год и определялись приоритеты в развитии на ближайшую перспективу. По информации заместителя начальника отдела транспорта и чрезвычайных ситуаций Белкоопсоюза Владимира Комсы, в настоящее время в системе потребкооперации эксплуатируется 7345 автомобилей, причем 85,9 процента от общего количества — грузовики. В отрасли занято около 8,4 тысячи человек. В минувшем году грузооборот, выполненный автомобильными перевозками, составил 33,9 миллиона тонно-километров, рост — 40,1 процента. Получено более 1,4 миллиарда рублей чистой прибыли при рентабельности по отрасли 1,12 процента. При этом самые весомые результаты достигнуты транспортниками в Брестском и Гродненском облпотребсоюзах. 

В соответствии с постановлением Правления Белкоопсоюза ставка была сделана на обновление парка грузовых автомобилей. При годовом задании 180 единиц — равномерно по 30 каждому облпотребсоюзу — было приобретено 455 автомашин. Наиболее эффективно эта работа проводилась в Брестском, Минском и Могилевском облпотребсоюзах. Владимир Комса подчеркнул, что такой результат достигнут во многом благодаря решению вопроса с ОАО «Белагропромбанк» о предоставлении льготного кредита предприятиям потребительской кооперации для приобретения автомобильной техники отечественного производства, а также выделении бюджетных средств Гомельским, Минским и Могилевским облисполкомами. Кроме того, за счет привлечения иностранных кредитов в эквиваленте 1,5 миллиона долларов США автопредприятия пополнились новыми грузовыми автомобилями с низким удельным расходом топлива. 

Вместе с тем надо признать, что автомобильный парк потребкооперации по-прежнему остается достаточно изношенным. Почти 3,8 тысячи единиц грузового автотранспорта, или 60 процентов всего подвижного состава, эксплуатируются свыше десяти лет. Никому, а тем более автомобилистам, не надо, думается, объяснять, что работа на старых автомобилях — это дополнительные затраты на топливо, техническое обслуживание и ремонт, низкие технико-эксплуатационные показатели и, как следствие, проблемы с водителями и обслуживающим персоналом. Между тем, как показывают расчеты, нынче годовая экономия за счет вновь приобретенных автомобилей составит, как минимум, 1,2 миллиарда рублей. Кроме того, затраты на техническое обслуживание и ремонт новых автомобилей меньше на 10 — 12 процентов, что в целом по системе потребкооперации выливается в один миллиард рублей экономии. 

В соответствии с постановлением правительства республики Белкоопсоюзу доведено задание по ежегодному переоборудованию на газ в качестве моторного топлива 180 автомобилей. В 2007 году такая процедура была проведена с 275 карбюраторными авто. В качестве положительного примера можно привести автотранспортные предприятия Брестского облпотребсоюза, где на газомоторном топливе эксплуатируется 27 процентов подвижного состава. 

Активизировалась в минувшем году и работа по оказанию услуг сторонним организациям и населению. Об этом красноречиво говорит  цифра в 22,9 миллиарда рублей — на 27,2 процента больше, чем в предыдущем году. Между тем здесь еще не все резервы приведены в действие, а об экономической эффективности можно судить хотя бы по такому примеру. В Поставском райпо от оказания услуг сторонним заказчикам только одним автомобилем марки «Daimler Chrysler Actros» выручка составила 109 миллионов рублей и получено 22,6 миллиона рублей чистой прибыли. 

В целях повышения эффективности работы  отрасли Правлением Белкоопсоюза были установлены предельные уровни транспортных издержек к обороту, в том числе: в торговле — 2,4 процента, общественном питании — 1,8, заготовках — 2,3 процента. К сожалению, выдержать заданные параметры в целом по системе потребкооперации не удалось, в результате чего только по трем основным отраслям расходы составили 8,2 миллиарда рублей. Поэтому проблема сокращения транспортных издержек по-прежнему остается актуальной. На семинаре были определены основные пути ее решения. Это прежде всего дальнейшее обновление парка дизельными грузовыми автомобилями с низким удельным расходом топлива, перевод карбюраторных автомобилей для работы на газомоторное горючее. Предполагается сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями до 3,6 часа, довести время работы автомобиля в наряде не более 8 часов. 

Среди других мер — обеспечение коэффициента выхода автомобилей на линию не ниже 0,6, уменьшение себестоимости перевозок за счет экономии затрат на горюче-смазочные материалы, заключение договоров на поставку товаров на условиях «франко-назначения», увеличение нагрузки на автомагазины. Кроме того, поставлена задача по расширению сферы оказываемых услуг сторонним организациям и населению на сумму не менее 25 миллиардов рублей. Значительный экономический эффект может быть получен также от внедрения современных средств организации и контроля за работой автотранспорта с использованием программно-технических решений, включающих элементы спутниковой навигации. 

На снимке: во время республиканского семинара-совещания работников транспортной отрасли потребительской кооперации в Гродненском облпотребсоюзе. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter