На рынке у каждого свои цели: одних интересует цена, других – качество

В ПРОШЛОМ году тружениками открытого акционерного общества «Рогозницкий крахмальный завод» произведено 6 700 тонн картофельного крахмала. Установлен своеобразный рекорд. Никогда ранее в таком большом объеме продукция не сходила с конвейера предприятия.

На Рогозницком крахмальном заводе, что в Мостовском районе, находят золотую середину для реализации своей продукции

В ПРОШЛОМ году тружениками открытого акционерного общества «Рогозницкий крахмальный завод» произведено 6 700 тонн картофельного крахмала. Установлен своеобразный рекорд. Никогда ранее в таком большом объеме продукция не сходила с конвейера предприятия.

— Мы переработали 55 тысяч тонн картофеля. 40 тысяч тонн — на новом заводе, а 15 тысяч — на старом. Для предприятия это довольно много, — поясняет директор акционерного общества Валентин Бич. — В нынешнем году объемы производства, несомненно, упадут, поскольку сырья теперь сельхозпредприятиями области будет поставлено на переработку меньше, чем в 2012-м и 2011-м. Причин тому несколько. Во-первых, урожай ныне на полях несколько ниже, чем в предыдущие годы. Во-вторых, некоторые хозяйства сократили посадочные площади под картофель. И, в-третьих, появились другие рынки сбыта, где картофель можно реализовать по более высокой цене. Все это в совокупности и сказывается на количестве закупаемого нами сырья. Хотя свою потребность в нем, надеюсь, обеспечим. Уже заготовлено около шестнадцати тысяч тонн клубней при потребности 30 тысяч. В зависимости от крахмалистости из тридцати тысяч тонн картофеля выходит 4—5 тысяч тонн крахмала.

— Валентин Николаевич, некоторые производители сельскохозяйственной продукции жалуются на низкую, на их взгляд, закупочную цену на картофель, которую предлагает ваше предприятие, и именно поэтому им невыгодно везти второй хлеб к вам, а лучше искать более прибыльные рынки сбыта.

— Если бы это зависело только от моего желания, то, чтобы заинтересовать поставщиков сырья, покупал бы у них клубни по миллиону и даже по полтора миллиона рублей. Но есть разумные рамки, за которые выйти невозможно. Ведь увеличение закупочной цены на сырье влечет повышение стоимости конечного продукта, иначе окажешься в убытке. Но сделать это нельзя, поскольку цену на товар диктует рынок. Дорогой товар просто никто не купит.

— Из чего складывается себестоимость вашего товара?

— Как и у всех: из затрат на покупку сырья, энергоресурсов и других расходов на производство, а также заработной платы работников.

Надо заметить, что и картофель нам везут не самый лучший, в основном нестандартный. То есть тот, который нельзя продать в торговой сети. Я разговаривал с руководителями хозяйств, фермерами, которые выращивают второй хлеб. Они говорят, что себестоимость его ныне составляет порядка 500 тысяч рублей за тонну. Примерно по такой же цене и принимает сырье наше предприятие. Она, к слову, выше, чем на других аналогичных предприятиях республики. Поэтому и цена на крахмал у нас чуть выше, из-за чего, кстати, в прошлом году возникли запасы готовой продукции на складах. Но ситуацию удалось успешно «разрулить» и в итоге получить прибыль. Нам необходимо семь тонн клубней, чтобы получить тонну продукта при крахмалистости 12,5 процента, или 4,5 тонны — при 18—21 проценте. В последнем случае и закупочную цену на картофель можно поднять на 40 процентов.

— Откуда поступает сырье?

— Из сельскохозяйственных организаций десяти районов Гродненской области, а также от местных фермеров и населения. В каждом районе имеется несколько хозяйств, которые специализируются на выращивании картофеля. Наш завод старается закупить для них семена высококрахмалистых технических сортов взамен на будущую поставку сырья. Семена покупаем как в Беларуси, так и за ее пределами.

— Насколько я знаю, качество вашего крахмала очень высокое. Способствует ли оно в его реализации?

— На новом заводе продукция выпускается только высшим сортом и сортом «экстра». За качеством следят специалисты лаборатории, которая аккредитована на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025. Недавно предприятию выдан сертификат соответствия системы безопасности пищевых продуктов на основе принципов управления НАССР. По своим качественным показателям крахмал соответствует требованиям ГОСТа 7699-78 — для подтверждения оценки (соответствия) продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». У нас также немало наград с различных престижных выставок, которые также подтверждают неизменно высокое качество нашего продукта под брендом «Крахмалыч».

Однако не всегда покупателей интересует качество. Определяющим фактором для многих является цена. Чем она ниже, тем быстрее купят товар. В то же время китайцы, наоборот, проявляют повышенные требования к качеству.

— Куда вы продаете продукцию?

— Основным потребителем является Россия. В последнее время крупным заказчиком стал Китай. В конце прошлого и в течение этого года туда отправлено 4,5 тысячи тонн крахмала. Продаем его также в Украину, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Внутри страны поставляем в торговую сеть, а также для предприятий ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Борисовский завод медпрепаратов».

— Валентин Николаевич, Рогозницкому крахмальному заводу уже более ста лет. За это время, наверное, сложились целые трудовые династии, немало ветеранов, которые отдали труду на предприятии не один десяток лет?

— К сожалению, не осталось ни династий, ни ветеранов. Многие ушли в тяжелое для завода время. Когда я пришел сюда в 2004 году, предприятие находилось в глубокой долговой яме. Мало кто тогда верил в то, что завод сможет выстоять. Из 71 осталось только 25 человек. Но и с этим небольшим трудовым коллективом мы смогли увеличить производство продукции в два раза. За четыре года рассчитались с долгами и начали работать прибыльно. Чтобы поправить тяжелое финансовое положение, занялись выпуском несвойственных изделий — железобетонных заборов, тротуарной плитки.

— Сегодня Рогозницкий крахмальный завод — одно из лучших и мощнейших картофелеперерабатывающих предприятий не только в Беларуси, но и в СНГ. Чья была идея его строительства?

— Поворотным стало включение его в республиканскую программу развития картофелеводства. Сначала планировалось провести реконструкцию старого завода. Но позже решили, что проще построить новое предприятие. Для этого подобрали площадку возле деревни Ляда. И в конце 2009 года началось возведение там суперсовременного производства. Строительство велось ускоренными темпами. Потребовалось чуть более полутора лет для пуска завода. Мы смонтировали линию с полным технологическим циклом, начиная от приемки картофеля и заканчивая упаковкой уже готового продукта, до минимума сокращен ручной труд. Весь процесс производства крахмала и его упаковка ведутся в автоматическом режиме и отображаются на мониторе у оператора. Последний следит, чтобы не было никаких сбоев в этой производственной цепочке.

— Что в перспективных планах руководства акционерного общества?

— Намерены делать модифицированный крахмал для нефтеперерабатывающей промышленности. Сегодня он востребован на мировом рынке. Его выпуск может также покрыть потребность на такой продукт внутри страны. Уже провели тендер, заказали необходимое оборудование. Стоимость его — более миллиона швейцарских франков. Но рассчитываем, что проект окупится довольно быстро. Планируем уже в первом квартале будущего года произвести новую продукцию.

Геннадий ГИЛЬ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter