На развилке взаимных интересов

Петр НИКИТЕНКО, директор Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук: – Известный классик политэкономии в свое время отмечал, что любая идея неизменно посрамляла себя, как только отделялась от интереса. Данные многих социологических опросов показывают, что население Беларуси и России в большинстве своем не видит альтернативы Союзному государству. Однако, несмотря на всю свою привлекательность, процесс интеграции между нашими странами периодически наталкивается на серьезные препятствия.

И связано это прежде всего с «нестыковкой» интересов его участников. Каждое государство имеет свои политические и экономические интересы. Хотя они и являются взаимосвязанными, тем не менее могут иметь разнонаправленные векторы. Есть еще национальные интересы, которые призвано выражать государство, интересы конкретных предприятий – участников взаимных экономических связей и других субъектов белорусско-российских связей. От их согласования в решающей мере зависит успех интеграции.
Что же для этого нужно сделать? В первую очередь мы должны разобраться в самом понятии «союзное государство». Что мы вкладываем в него? Некоторые эксперты говорят об общей политике в экономической сфере, о неизбежном ограничении суверенитета. В пример часто приводят модель Евросоюза. Но ведь там при формировании общего политического пространства у каждого субъекта остается некоторая свобода форм государственного устройства и экономической модели. В Европе есть президентские и парламентские республики, монархии и даже герцогство. Различаются и экономические стратегии государств. Существует максимально либеральная рыночная модель Великобритании, умеренно социальные модели Германии, Франции и сохранившиеся полностью социальные государства в Скандинавских странах, где очень велика доля государственной собственности в экономике.
На мой взгляд, политикам нужно посмотреть на процесс создания Союзного государства более широко с геополитической и исторической точки зрения и выйти за рамки чисто экономического подхода к проблеме. Недопустимо подменять общегосударственные интересы интересами отдельных (хотя и крупных) корпораций. Интересы целого всегда важнее интересов части. А следование принципу «Что хорошо для Газпрома, хорошо и для России» наносит ощутимый удар не только по интеграции, но и по национальным интересам обеих стран.
Быть может, для кого-то это покажется парадоксальным, но при всей ресурсной зависимости Беларуси Россия больше заинтересована в союзных отношениях с ней. Ведь помимо экономического интереса углубление интеграционного взаимодействия представляет для Москвы геополитический и геоэкономический интересы. Речь идет не только о прикрытии западных рубежей. Белорусско-российский союз препятствует реализации планов создания «балтийско-черноморской дуги», включающей и некоторые недружественные России государства, разрывая эту «дугу» в самом центре. Союз с Беларусью обеспечивает России более сильные позиции в отношениях со странами Балтии, Центральной и Восточной Европы, укрепляет позиции России в СНГ, способствуя усилению ориентации других стран Содружества на сближение с ней. По существу, более надежного стратегического союзника на постсоветском пространстве у россиян сегодня нет.
С экономической точки зрения интерес России к интеграции с Беларусью не так очевиден. В структуре российского внешнеторгового оборота Беларусь не входит даже в первую пятерку стран. Вместе с тем между нашими предприятиями установлены прочные кооперационные связи, которые обусловлены взаимодополняемостью экономик. В кооперации с белорусскими партнерами задействованы тысячи российских предприятий. Буквально на прошлой неделе на Минский автомобильный завод поступила партия из 29 опытных двигателей «ЯМЗ» стандарта Евро-3 Ярославского моторного завода. Уже со следующего года МАЗ намерен полностью перейти на серийное производство грузовых автомобилей, оснащенных современными силовыми агрегатами. Кстати, продукция только Минского автозавода занимает более трети российского рынка грузовиков. Кроме того, Беларусь поставляет в Россию многие товары народного потребления и продукты питания, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству пользуются большим спросом на российском рынке.
В свою очередь, Россия остается главным торговым партнером для Беларуси. На ее долю приходится почти половина объемов внешней торговли нашей республики.
И все же надо признать, что по многим вопросам подходы сторон к интеграции расходятся. Россия, чей экономический потенциал многократно превышает белорусский (в прошлом году российский ВВП составил около одного триллиона долларов), претендует на ведущую роль в Союзном государстве. Позиция Беларуси противоположна: интеграция должна происходить «на равных». Несовпадение интересов двух стран в этом фундаментальном вопросе осложняет решение ряда проблем. Например, введение единой валюты. Абсолютно очевидно: пока нет равных условий хозяйствования для белорусских и российских субъектов, не может быть никаких оснований для валютного союза. Однако российские эксперты, исходя, видимо, из экономического «веса» своей страны, грезят о едином эмиссионном центре и видят в его роли Центробанк РФ. Но коль мы говорим о Союзе, что нам мешает иметь два эмиссионных центра во главе с формируемым на паритетной основе Межбанковским валютным советом? А для начала конвертируем белорусский рубль, чтобы он имел хождение и на территории России.
Имеются большие разногласия в стратегии экономического развития. Российская сторона настаивает на внедрении в Беларуси либеральной рыночной модели, основанной на свободной игре рыночных сил. Вряд ли мы должны форсировать этот процесс и безоговорочно заимствовать далеко не бесспорную, надо сказать, экономическую систему более мощного партнера. В конце концов разнородность экономических систем особого вреда нашему взаимодействию не несет. Но определенные шаги навстречу друг другу мы должны делать. Скажем, в России в последнее время заметно повышается роль государства в экономике, усиливается социальная ориентация экономической политики, реализуются национальные проекты. В Беларуси намечается приватизация ряда крупных промышленных предприятий. Нам также необходимо снижать налоговую нагрузку для своих субъектов хозяйствования. В Беларуси она сегодня составляет 46 процентов от ВВП, у россиян – порядка 32 процентов. Нужно ввести в экономический оборот новую систему структуры издержек производства, обновить тарифную систему оплаты труда с учетом показателя добавленной стоимости и поменять бухгалтерскую систему, так как существующая не отражает в должной мере экономические отношения.
И последнее. Под влиянием «нефтегазового» спора в среде российских экспертов появились и становятся все более популярными рассуждения о возможной стратегической переориентации внешнеполитического курса Беларуси в сторону многовекторности. Некоторые аналитики усматривают в этом серьезный вызов интеграционным планам России на постсоветском пространстве.
Такие выводы лишены всяких оснований. Многовекторная внешняя политика – это право любого суверенного государства. Более того, в современном мире это необходимость. Россия сама идет по такому пути. Мы не можем развивать экономику, будучи привязанными к одной стране, к одному рынку. Беларусь сегодня имеет торговые отношения со 160 странами мира. Выход на Китай, Индию, Иран, Венесуэлу придаст нашей экономике более устойчивое развитие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter