Почему некоторые оппоненты власти потеряли связь с реальностью

На разных языках

Чехарда «цветных революций» на постсоветском пространстве отчетливо продемонстрировала всем нам, что никогда еще острые проблемы не решались через улицу, на митингах, маршах и баррикадах. Для решения спорных вопросов человечеством придуман простой и понятный путь — цивилизованный диалог всех общественно-политических сил. Его и предложила власть своим оппонентам. Услышали, увы, не все. Или не захотели услышать, что сути дела не меняет. Более того, те представители оппозиции, кто еще совсем недавно ратовал за такой диалог, настаивал на конституционной реформе, сегодня называют инициативу власти фикцией. А наиболее одиозные персоны из «альтернативного лагеря» и вовсе злорадно потирают руки: ага, прогибается власть, дала-таки слабину, давайте, мол, ее дожмем. То есть напрочь отказываются общаться и даже выдвигают некие ультиматумы, грозя в случае невыполнения устроить масштабный «праздник» непослушания. Что это — нежелание признавать свое поражение, неготовность к нормальному общению или еще одна попытка устроить майдан в Беларуси?

По мнению российского журналиста и политолога Армена Гаспаряна, высказанному им в эфире программы «Соловьев LIVE», Президент Беларуси сделал широкий жест и пошел на диалог с оппозицией:

— Он говорит: хорошо, если вам всем нужны перемены, давайте, голосуем за поправки в Конституцию и после этого проводим перевыборы. Оппозиция на это не отвечает никак. Хотя, если вдуматься, именно недовольство выборной системой называлось как главенствующая движущая сила всего этого оппозиционного протеста. Снова раздаются голоса: не надо ничего с ним обсуждать… Поведение белорусской оппозиции — яркий пример политического инфантилизма. Если вы искренне полагали, что вот эти забеги по улицам способны расшатать власть, должен вас огорчить. С такой оппозицией Лукашенко ничего не страшно еще лет 70. Потому что оппозиция, которая не добивается политической субъектности, обречена.


Не слабость, а уверенность в себе, политическую волю и мудрость проявила власть, протянув руку для диалога. И судя по всему, отдельные «протестуны» оказались элементарно не готовы к столь сильному и неожиданному ходу.

Вот что сказал в комментарии «СБ. Беларусь сегодня» доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш:

— Диалог сегодня представляется единственным способом избежать упрощения политической системы, от которого проиграют все. В этом плане поиск диалога с властью — это не проявление силы или слабости, это проявление здравомыслия. Крайне желательно, чтобы оно было взаимным. Невозможно, например, одновременно требовать и диалога, и отставки — это логически исключено. Тем не менее эмоции не заменяют логику, и для диалога нужны как минимум его субъекты и видение этими субъектами будущего. Этого со стороны протеста нет. Но ведь если нет проекта будущего — нет и перспективы, а это уже называется безответственностью. Тем более когда предлагаемая властью конституционная реформа по определению предполагает создание институтов, само наличие которых позволит всех вовремя слышать и минимизирует зависимость судьбоносных поворотов от личности, чего, по идее, и должен был бы добиваться национально ориентированный протест. Так, укрепление партий, а вместе с ними института Парламента и местного самоуправления — что это, как не создание постоянной обратной связи между властью и обществом? Они, скорее всего, возникнут, но либо решением только сверху, либо в режиме диалога. А как именно — это вопрос выбора протеста и его лидеров, если таковые в результате выделятся, поскольку сетевой характер протеста это как раз затрудняет. Чем раньше это поймет оппозиция и чем раньше она станет руководствоваться не эмоциями, а разумом, тем больше шансов у нее получить прописку в новой политической системе и стать ее значимой частью.

По словам польского политолога Матеуша Пискорского, совершенно естественно, что после попыток раскачивания внутренней обстановки белорусам в основном хочется стабильности, спокойствия и цивилизованного диалога, политического решения всех сложившихся противоречий:

— Поэтому основная часть даже тех граждан, которые оппозиционно настроены по отношению к нынешнему руководству, все-таки склонна к поддержке конструктивного диалога, который предложен властью.

Заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси Николай Щёкин
обратил внимание, что единственным продолжением политики государства является диалог, который в развитии белорусского общества имеет свою историческую традицию, является национальным символом, своего рода брендом, визитной карточкой власти, — Всебелорусское народное собрание, постоянно действующие семинары, прямые телефонные линии, встречи депутатов с избирателями. Но для диалога необходим ряд условий, в том числе наличие гражданского миропорядка, и государственность в понимании эволюционного движения вперед и в осознании ответственности перед страной.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter