По мнению российского журналиста и политолога Армена Гаспаряна, высказанному им в эфире программы «Соловьев LIVE», Президент Беларуси сделал широкий жест и пошел на диалог с оппозицией:
— Он говорит: хорошо, если вам всем нужны перемены, давайте, голосуем за поправки в Конституцию и после этого проводим перевыборы. Оппозиция на это не отвечает никак. Хотя, если вдуматься, именно недовольство выборной системой называлось как главенствующая движущая сила всего этого оппозиционного протеста. Снова раздаются голоса: не надо ничего с ним обсуждать… Поведение белорусской оппозиции — яркий пример политического инфантилизма. Если вы искренне полагали, что вот эти забеги по улицам способны расшатать власть, должен вас огорчить. С такой оппозицией Лукашенко ничего не страшно еще лет 70. Потому что оппозиция, которая не добивается политической субъектности, обречена.
Не слабость, а уверенность в себе, политическую волю и мудрость проявила власть, протянув руку для диалога. И судя по всему, отдельные «протестуны» оказались элементарно не готовы к столь сильному и неожиданному ходу.
Вот что сказал в комментарии «СБ. Беларусь сегодня» доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш:
— Диалог сегодня представляется единственным способом избежать упрощения политической системы, от которого проиграют все. В этом плане поиск диалога с властью — это не проявление силы или слабости, это проявление здравомыслия. Крайне желательно, чтобы оно было взаимным. Невозможно, например, одновременно требовать и диалога, и отставки — это логически исключено. Тем не менее эмоции не заменяют логику, и для диалога нужны как минимум его субъекты и видение этими субъектами будущего. Этого со стороны протеста нет. Но ведь если нет проекта будущего — нет и перспективы, а это уже называется безответственностью. Тем более когда предлагаемая властью конституционная реформа по определению предполагает создание институтов, само наличие которых позволит всех вовремя слышать и минимизирует зависимость судьбоносных поворотов от личности, чего, по идее, и должен был бы добиваться национально ориентированный протест. Так, укрепление партий, а вместе с ними института Парламента и местного самоуправления — что это, как не создание постоянной обратной связи между властью и обществом? Они, скорее всего, возникнут, но либо решением только сверху, либо в режиме диалога. А как именно — это вопрос выбора протеста и его лидеров, если таковые в результате выделятся, поскольку сетевой характер протеста это как раз затрудняет. Чем раньше это поймет оппозиция и чем раньше она станет руководствоваться не эмоциями, а разумом, тем больше шансов у нее получить прописку в новой политической системе и стать ее значимой частью.
По словам польского политолога Матеуша Пискорского, совершенно естественно, что после попыток раскачивания внутренней обстановки белорусам в основном хочется стабильности, спокойствия и цивилизованного диалога, политического решения всех сложившихся противоречий:
— Поэтому основная часть даже тех граждан, которые оппозиционно настроены по отношению к нынешнему руководству, все-таки склонна к поддержке конструктивного диалога, который предложен властью.
Заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси Николай Щёкин обратил внимание, что единственным продолжением политики государства является диалог, который в развитии белорусского общества имеет свою историческую традицию, является национальным символом, своего рода брендом, визитной карточкой власти, — Всебелорусское народное собрание, постоянно действующие семинары, прямые телефонные линии, встречи депутатов с избирателями. Но для диалога необходим ряд условий, в том числе наличие гражданского миропорядка, и государственность в понимании эволюционного движения вперед и в осознании ответственности перед страной.