Вчера в Вене прошла встреча Международной группы поддержки Сирии

На расстоянии удара

В то время как Россия и Запад играют близкими маневрами самолетов над Балтикой и щекочут друг другу нервы противоракетами, опасное сближение грозит им совсем с другой стороны. Базирующийся в Пакистане главарь международной террористической организации «Аль–Каида» решил укрепить свой плацдарм в Сирии. По оценкам спецслужб, укрепление позиций в этой стране предоставило бы «Аль–Каиде» бесценный шанс, позволяя ей оказаться на расстоянии удара от Европы и получить мощный приток джихадистов из соседних государств — Ирака, Турции, Иордании и Ливана.


Что может противопоставить этому международная террористическая коалиция? Вчера в Вене прошла встреча Международной группы поддержки Сирии (МГПС). Главной темой переговоров стала реализация российско–американского соглашения по установлению перемирия, а также запуск политического процесса в стране. В заседании МГПС принимают участие мировые (Франция, Германия, Италия, Великобритания, Китай) и региональные (Саудовская Аравия, Турция, Иран, Ирак, Иордания, Египет, Ливан, Катар, Оман) державы, а также международные организации — ООН, ЕС, ЛАГ. По итогам заседания, которое продолжается в момент, когда пишутся эти строки, могут быть приняты конкретные решения по составу переходного правительства в Сирии. И есть ощущение, что эта встреча может стать ключевой, несмотря на то что Россия и Запад преследуют существенно разные цели в Сирии.

Дипломатическое взаимодействие западной коалиции с Москвой по проблемам сирийской войны продолжается. Этому есть две причины.

Первая — стратегия «умного сдерживания», которой придерживается в отношении России Запад. В соответствии с ней Российская Федерация выступает конструктивным партнером по глобальным проблемам в Сирии, Иране, Ливии. Это партнерство необходимо, чтобы не допустить непредвиденных военных инцидентов.

И вторая не менее важная причина, которую выделяют европейские страны. Так, глава МИД Германии Франк–Вальтер Штайнмайер считает, что основной причиной миграционного потока, хлынувшего в Европу, стала именно гражданская война в Сирии. И только переговорные каналы, которые созданы в Вене и Мюнхене, могут сдвинуть дело с мертвой точки. Штайнмайер указывает и на то, что недавняя встреча по Сирии, которая прошла в Париже, а в особенности прямые переговоры американцев с русскими привели к свертыванию спирали насилия.

По мнению министра иностранных дел ФРГ, в настоящее время речь идет в первую очередь о формировании переходного правительства в Сирии. И здесь Россия незаменима. Более того, по мнению германского министра, русские необходимы для устранения всех актуальных очагов напряженности в мире.

Такая реалистичная, как назвал ее сам германский министр, точка зрения весьма актуальна сейчас, когда именно в Сирии намечается создание мирового террористического центра.

Вчера телекомпания Си–эн–эн сообщила сенсационную новость. Остатки «Аль–Каиды», включая группировку «Джебхат ан–Нусра», объединит под своим началом один из сыновей уничтоженного пять лет назад в Пакистане главаря террористической группировки Усамы бен Ладена. Именно сыну Хамзе Усама бен Ладен якобы собирался передать руководство «Аль–Каидой».

На днях в сети появилось обращение Хамзы, в котором он призвал боевиков в Сирии объединиться и «освободить Иерусалим». Отметим, что это второе его «программное заявление». В августе 2015 года он впервые опубликовал видеролик, в котором призвал атаковать Лондон, Вашингтон, Париж, Тель–Авив и Багдад.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что нынешнее заявление Хамзы было выложено в интернет сразу после того, как действующий лидер «Аль–Каиды» Айман аз–Завахири также призвал боевиков в Сирии к объединению. Он заявил о возможном создании второго халифата внутри Сирии, который придет на смену «Исламскому государству». Если этот тезис действительно воплотится в жизнь, то это кардинально изменит ситуацию в регионе и активизирует боевиков.

Именно сирийский филиал «Аль–Каиды» — группировка «Джебхат ан–Нусра» — контролирует значительную часть большой сирийской провинции Идлиб. А тесно связанные с ней группировки «Ахрар аш–Шам» и «Джейш аль–Ислам» даже участвовали в мирных переговорах... Таким образом, в Сирии у «Аль–Каиды» есть реальный плацдарм, база, на которую можно опереться. Если к тому же им удастся провести объединение сил и воевать общим фронтом — угроза нового халифата вполне реальна. Так же, как и возможность террористов оказаться на расстоянии удара от Европы. Чтобы избежать этого, действительно требуется стратегия умного сдерживания, направленная на объединение усилий России и Запада.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 92 (24974). Среда, 18 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter