Жертвой травли может стать не только ребенок или подросток, но и взрослый человек. Вот только если о причинах и способах борьбы со школьным буллингом информации в том же интернете уже достаточно много, то о травле в рабочем коллективе, особенно со стороны начальства, почти ничего нет. А между тем это, по словам практикующих психологов, достаточно распространенная проблема... Как же действовать тому, кто с ней столкнулся? Портал sb.by расспросил российского психолога, психотерапевта Степаниду Булгакову.
Что такое боссинг
– В рабочем коллективе можно столкнуться с буллингом как от коллег, т.е. тех, кто с вами на одном уровне, так и от руководителей – этот вид травли называется «боссингом».
Боссинг – это злоупотребление властью и служебным положением, выражающееся в эмоциональном, моральном, финансовом насилии.
Если начальник повышает голос на подчиненного и тем более срывается на крик, отпускает уничижительные комментарии, высмеивает, либо открыто унижает и оскорбляет, либо демонстративно игнорирует, шантажирует зарплатой, незаслуженно урезает или вовсе лишает премии, а в запущенных случаях из кожи вон лезет, чтобы очернить подчиненного перед вышестоящим начальством и испортить его репутацию, желая во что бы то ни стало добиться увольнения, – это боссинг.
Кто склонен к боссингу
– Часто к такому стилю общения, поведения, взаимодействия, достижения целей склонны люди, имеющие опыт насилия и травли по отношению к ним (чаще всего в детстве или подростковом возрасте). Оказываясь в стрессовой ситуации в условиях, когда на предприятии или в организации нет четко обозначенного отрицательного отношения к насилию и злоупотреблению властью, а также ясно очерченных границ обязанностей и ответственности, они могут начать использовать травлю как наиболее легкий и понятный для них способ достижения цели.
Бывает так, что в качестве способа травли выбирается газлайтинг. Например, когда оскорбивший заявляет, что ничего «такого» не было («Это твоя фантазия, ничего подобного не случалось») или сотрудник сгустил краски («У тебя с головой не все в порядке, раз ты принял это за оскорбление. Обычный рабочий момент»). Грешат таким видом травли не только руководители, но и коллеги по отношению друг к другу. Сложность в том, что такой вид насилия очень сложно распознать и доказать.
При отсутствии правил и в условиях вседозволенности руководителей тип поведения, связанный с травлей и насилием, также могут начать использовать даже те, у кого в детском и подростковом возрасте травматичного опыта не было.
Отмечу, что перешедшему на подобный стиль поведения человеку обычно сложно перестроиться. Поэтому, если жертва травли не выдерживает и уходит, на ее месте обязательно оказывается кто-то другой.
Нередко тот, кто использует травлю и насилие по отношению к подчиненным или коллегам, искренне уверен в том, что он очень хороший, «правильный», исключительно справедливый человек, а окружающие, особенно те, кто от него зависит, недотепы и ленивцы. Если пообщаться с таким человеком, выяснится, что он чувствует себя... жертвой, которого постоянно подставляют нерадивые коллеги и подчиненные, за которыми глаз да глаз нужен, потому что они якобы не отличаются ни умом, ни трудолюбием.
Внутренняя агрессия как следствие несчастливого детства
– Часто склонность к насильственному поведению, – следствие травматичного детства. Если такой человек приходит на психотерапию, выясняется, что, будучи ребенком, он по каким-то причинам не мог беспечно радоваться жизни. Например, ему пришлось психологически «спасать» своих родителей и их союз, который грозил развалиться: из-за пьянства, измен, конфликтов, из-за нехватки денег и других причин.
Маленького человека мысль о том, что родители могут развестись, наполняет ужасом. Ребенок уверен, что не выживет, если мама и папа расстанутся. Чтобы не допустить катастрофы, он делает все возможное, чтобы родители, даже если они очень несчастны друг с другом, остались вместе: начинает демонстрировать девиантное поведение (в психотерапии это явление известно как «симптом семьи»), серьезно болеть – соматически или психически. Взрослые вынуждены забыть о своих проблемах и объединяться, чтобы помогать «сложному» или «болезненному» ребенку.
Это очень нездоровая история для всей семьи, а для ребенка, самого слабого и зависимого участника семейной системы, особенно. Он страдает больше всех, а самое печальное, что этот «багаж» омрачает его жизнь во взрослом возрасте.
В норме весь мир и родители-боги до определенного момента вертятся вокруг ребенка, а он беззаботно купается в их любви. А вдоволь напитавшись, насытившись ею сполна, он уже сам не просто способен, а чувствует потребность делиться с другими своим теплом.
Если же в детстве человек годами был вынужден спасать отношения своих родителей, которым было не до него, он вырастает с огромным дефицитом любви. Отсюда – спрятанное в глубинах бессознательного ощущение, что ему недодали, несправедливо обделили в чем-то важном и ценном, и теперь мир и другие обязаны «вернуть долги».
Залатать эту дыру, увы, невозможно. Особенно учитывая то обстоятельство, что большинство людей, выросших в дефиците родительской любви и заботы, старательно прячут свою боль даже от самих себя. В этом нет ничего удивительного: чтобы признать и смириться с тем, что мама или папа тебя не любили, требуются годы психотерапии. И очень большое мужество...
Бывший недолюбленный ребенок на посту начальника
– Когда такой недолюбленный ребенок вырастает, ему в большинстве случаев кажется, что его постоянно обижают, ущемляют, пренебрегают, чего-то недодают. Например, на работе и зарплата у него меньше, чем ему хотелось бы, хотя он, по его мнению, работает лучше своих коллег. И признания, которого он заслуживает, у него нет: «слепое» начальство почему-то в упор не видит его заслуг, а обласкивает своим вниманием других, якобы менее достойных сотрудников.
Подобные мысли – результат бессознательной уверенности, что другие незаслуженно получают больше благ.
И тогда его подчиненные рискуют столкнуться с криками, оскорблениями, унижениями, злоупотреблениями властью в части распределения премий, ухудшением условий труда, обесцениванием. При этом вполне резонные вопросы, например, почему объем обязанностей увеличился, ответственности прибавилось, а зарплата осталась прежней, скорее всего, вызовут ярость.
Из-за полученных в детстве и подростковом возрасте психотравм такие люди могут отличаться злопамятностью и мстительностью.
Что делать, если вы впали в немилость к начальнику
– К сожалению, в большинстве случаев обсудить возникшие недоразумения и найти приемлемый выход из ситуации не представляется возможным.
Самое правильное с точки зрения психологии – как можно скорее попрощаться с такими людьми и таким местом.
С агрессором нужно разрывать дистанцию, ни в коем случае не игнорировать и тем более не терпеть его «укусы». Если вы попытались поговорить с начальником, обсудить сложившееся положение с позиции «взрослый – взрослый», прояснить, что происходит, и вас не услышали – надо уходить. Это как с физическим насилием: если тебя избивают, бесполезно просить абьюзера «не бей меня» или игнорировать побои. Нужно бежать сверкая пятками, потому что он не воспринимает ваши слова и рано или поздно сделает вас инвалидом или прибьет до смерти.
Если по каким-то причинам сменить работу невозможно, попробуйте найти защиту в лице вышестоящих руководителей. Если в организации не процветает толерантность к насилию, а вы объективно хорошо справляетесь со своими обязанностями и очевидно, что враждебное отношение вашего начальника продиктовано исключительно личной неприязнью, не исключено, что вам помогут.
Фото: freepik.com
Ранее мы писали о том, чем опасны семейные треугольники и коалиции.
Уважаемые читатели! У вас есть возможность задать вопросы практикующим психологам. Компетентные специалисты дадут рекомендации, как справляться с психологическими проблемами и трудностями. Присылайте вопросы на электронную почту barejko@sb.by и читайте материалы с тегами «психология», «психолог».