На пятом маршруте

Первой женщиной — водителем трамвая в Минске стала Нина Казимировна Лютынская.
Первой женщиной — водителем трамвая в Минске стала Нина Казимировна Лютынская. Пять мужчин приехали из Москвы, а она училась здесь, на курсах. С 1930 года и до самой войны Нина Казимировна проработала в Минском трамвайном депо. И именно она стала первой вагоновожатой после освобождения.

Ее дочь, Галина Антоновна Петрик, рассказывает: «Во время войны мы жили на улице Пушкинской, теперь это Якуба Коласа. Отец наш еще с первых дней ушел на фронт, а мама осталась с тремя детьми. Устроилась работать в типографию, а потом связалась с минским подпольем и партизанским отрядом «Буревестник». Она носила с работы шрифты, бумагу, медикаменты, к нам приходили подпольщики, ночевали у нас. Помню, как из партизанского отряда привезли больную девушку и прятали у нас, пока она не выздоровела. Потом, после войны, мама неоднократно встречалась со своими соратниками.

После освобождения, как только началось восстановление трамвайных путей, мама вернулась на свою работу, расчищала развалины депо, пути. Все вспоминала, как, когда была первая бомбежка, она, боясь, что пострадает ее вагон, загнала его в депо. Там он и сгорел через несколько часов, когда бомба попала в здание.

Мама работала после войны на первом маршруте, который проходил от парка Челюскинцев до вокзала. 9 мая 1945 года она как раз вела по проспекту трамвай, когда по радио объявили о капитуляции Германии, о конце войны. Те чувства, которые сейчас выплескиваются в День Победы, не могут сравниться с тем, что все испытали тогда. Мы радовались, что все вернутся домой, что наконец закончился этот ужас, что никто больше не погибнет! Радость была неописуемая!

Потом, с 1949 года, когда уже и я начала работать, мы вместе водили трамвай на пятом маршруте. Я водителем отработала только

36 лет. А мама после войны проработала еще очень долго, до 1979 года — почти до 70 лет. Если бы не война, полвека бы возила людей».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter