На пути к свободному плаванию

Санкции за нарушение антимонопольных законов станут жестче

В Беларуси постепенно уходят от прямого регулирования ценообразования, инфляция остается под контролем органов госуправления

Степень свободы принятия экономических решений почти вечная тема для ученых мужей. В Беларуси происходит интересный период нащупывания золотой середины между правом производителя на свободу цен и правом потребителей на их справедливый уровень. Об этом и произошел обстоятельный разговор с директором
Департамента ценовой политики Министерства экономики Игорем ФОМИНЫМ.

— В прошлом и в этом году были предприняты серьезные шаги по либерализации системы ценообразования. Как сказались эти меры на розничной стоимости товаров и услуг? Какие факторы наиболее сильно воздействовали на этот показатель?

— Переход к свободному ценообразованию на большинство товаров и услуг, начатый еще в 2009 году, не оказал существенного влияния на рост индекса потребительских цен (ИПЦ). За 2010 год этот показатель составил 109,9 % при предусмотренных на 2010 год 108—110 %. Если сравнивать со странами — нашими ближайшими соседями и партнерами, то там наблюдается аналогичная ситуация: в Украине ИПЦ составил 109,1 %, в России — 108,8 %, в Казахстане – 107,8 %.

Либерализация ценообразования не означает полную бесконтрольность ситуации на потребительском рынке: различными механизмами ситуация с инфляцией в республике остается управляемой. В целях недопущения снижения жизненного уровня населения под контролем государства остаются цены и тарифы на товары и услуги, необходимые для полноценной жизнедеятельности человека и затрагивающие социально незащищенные группы населения: основные продовольственные товары, жилищно-коммунальные услуги, лекарственные средства, общественный транспорт, услуги связи и некоторые другие. Проводится мониторинг цен на них, при выявлении фактов необоснованного роста предпринимаются оперативные меры со стороны соответствующих органов госуправления.

Безусловно, не все так гладко, как хотелось бы. В первую очередь на ценовую ситуацию в республике повлияли рост стоимости энергоносителей, изменение конъюнктуры на внешних рынках, неблагоприятные погодные условия для сельского хозяйства, рост мировых цен на продукты питания и другие факторы.

В частности, в 2010 году с учетом конъюнктуры внешнего рынка и в целях выравнивания уровня цен с сопредельными государствами, предупреждения несанкционированного вывоза за пределы республики повышены закупочные цены на продукцию животноводства и предельные отпускные цены на мясомолочную продукцию, а также розничные цены на сахар, отдельные лекарственные средства, что в некоторой степени сказалось на уровне инфляции.

— Экономисты любят говорить: ничто не делает жизнь дешевле, как жесткая конкуренция производителей. На белорусском потребительском рынке немало сегментов, в которых правят бал явные или скрытые монополисты. Действуют в стране и программы по импортозамещению, которые предполагают различные преференции отечественной продукции перед зарубежной. Возможно, такие административные меры макроэкономически и стратегически оправданы, но они снижают накал борьбы производителей за кошелек потребителей. Откуда же тогда взяться низким ценам?

— В условиях либерализации экономики приоритетом становится антимонопольное регулирование, являющееся более прогрессивным рыночным методом государственного воздействия на цены. Год назад, 16 января 2010 года, вступил в силу Указ № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», который одной из мер поддержания конкуренции предусматривает возможность вынесения предписаний за действия или бездействия органов и организаций, нарушающих антимонопольное законодательство в части введения запретов и ограничений в отношении реа-лизации товаров, работ и услуг в Беларуси, иных ограничений прав и законных интересов юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение, реализацию товаров, работ и услуг. В целях совершенствования системы реагирования на негативные тенденции на товарных рынках, а также порядка применения соответствующих правовых норм разработаны предложения по изменению Кодекса об административных правонарушениях, повышающие ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Будут предусмотрены как административные наказания, так и экономические санкции. Эти изменения и дополнения законодательства направлены на поддержание добросовестной конкуренции, создание недискриминационных и равных условий предпринимательской деятельности на товарных рынках.

Что касается существования в Беларуси крупных отраслевых структур, как, например, областные объединения предприятий молочной и мясной промышленности, концерны, то антимонопольный орган — с учетом государственных интересов — взвешенно относится к деятельности таких организаций.

— Система госрегулирования в некоторой степени сдерживала возможности ритейла бездумно перекладывать все свои издержки на потребителей, «задирая» цену. Насколько свободное ценообразование при относительно невысокой конкуренции может сказаться на уровне розничных цен?

— Проводимая либерализация ценообразования не одномоментный процесс: работа в этом направлении проводится уже не первый год. Решения по переходу на рыночные механизмы ценообразования принимаются поэтапно и взвешенно, учитывая различные аспекты. За последние два года был значительно расширен перечень товаров, при формировании розничных цен на которые применяются свободные торговые надбавки. В настоящее время ограничения сохранены только на важнейшие социально значимые продовольственные товары, товары для детей, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отдельные товары массового спроса – всего 50 позиций. Розничные цены на остальную продукцию формируются с учетом складывающейся конъюнктуры рынка. Как свидетельствуют данные статистики, не наблюдается значительного всплеска розничных цен на большинство товаров, на которые применяются свободные торговые надбавки.

Значительная работа по дальнейшей либерализации ценообразования предстоит в ближайшее время в рамках реализации Директивы № 4 Президента Республики Беларусь. В этом направлении уже есть определенные наработки – подготовлен и направлен на рассмотрение ряд проектов законодательных и нормативных правовых актов. На 2011 год индекс потребительских цен (уровень инфляции) предусмотрен в размере 107,5–108,5 %. При расчете прогноза учитывались меры по дальнейшей либерализации ценообразования, а также возможные изменения регулируемых цен и тарифов на отдельные группы товаров и услуг.

В условиях проводимой широкомасштабной либерализации ценообразования управлять инфляционными процессами можно только путем взаимоувязанных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, политики доходов, налогово-бюджетной, таможенной политики и собственно ценовой политики. Воздействие на инфляционные процессы только средствами прямого ценового регулирования с учетом сложившегося финансового положения предприятий и действия ряда других отрицательных факторов не может обеспечить достижение целей их «подавления» до прогнозного уровня. Для этого необходимо задействовать инструменты монетарной и немонетарной политики.

Особое значение приобретают мероприятия, направленные на стимулирование реализации производимой продукции, а также на совершенствование и усиление мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, пресечение фактов запрета или ограничения в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений на продажу, покупку товаров при межобластных поставках. Хотя исследования антимонопольных органов показывают: далеко не всегда жалобы производителей на недобросовестную конкуренцию в регионах обоснованны. Когда начинаем разбираться, оказывается, «обиженные» предприятия объективно не способны сделать конкурентоспособные предложения торговле. Поэтому с такими производителями ритейл и не стремится заключать контракты, и административный ресурс местных властей и недобросовестная конкуренция не являются причиной их неудач на рынке. Против субъектов хозяйствования, предъявляющих необоснованные претензии к другим участникам рынка, также возможно применение санкций. Это отбивает охоту использовать авторитет антимонопольных органов в своих целях. Не секрет, что в прошлые годы такие механизмы применяли некоторые производители: они не совершенствовали свои коммерческие предложения, а писали в различные инстанции письма, обличая региональную торговлю в предвзятом к ним отношении. При развитии конкуренции антимонопольные органы противостоят и таким своеобразным попыткам укрепиться на розничном рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter