На пути к алкогольной «диете»

По каким спиртным напиткам больнее ударит повышение акцизов?

По каким спиртным напиткам в первую очередь ударит повышение акцизов?

Покажем странам всем пример, как могут пить в СССР… В стихотворной шутке времен горбачевской антиалкогольной кампании доля правды стала, к сожалению, преобладать над составляющей юмора. По потреблению алкоголя на душу населения страна «докатилась» до критической отметки. Причем в структуре «зеленого змия» самые «крупные головы» — водка и плодово-ягодные напитки. Водка и плодово-ягодный «винчик» недавно подорожали, но эти напитки по-прежнему грозят сегодня стремительно «выдавить» с рынка «легкий» алкоголь: натуральное виноградное вино, пиво. Удастся ли удержаться на рынке, выиграть бой за потребителя у спиртных «тяжеловесов»? Своими мнениями, опасениями и прогнозами представители «пивной отрасли» обменялись во время организованного газетой «Рэспубліка» круглого стола с начальником Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрием КИЙКО, руководителем Центра мониторинга наркологической ситуации РНПЦ психического здоровья Сергеем ОСИПЧИКОМ и начальником сектора пивоваренной отрасли концерна «Белгоспищепром» Евгением МАРЬЮШИЧЕМ.

Затишье перед «минусами»…

«Ярко последствия девальвации мы можем оценивать только по результатам работы осени», — утверждает заместитель генерального директора по финансам пивзавода «Алiва­рыя» Дмитрий Гранько. Как отметил специалист, на предприятиях всегда есть определенные запасы сырья и других комплектующих, приобретенных еще по старым ценам. Нынче они подходят к концу. К тому же ряд поставщиков отказываются предоставлять отсрочку платежа, требуют деньги «вперед стульев». А дебиторская задолженность торговли растет в геометрической прогрессии. При таком раскладе никакого оборотного капитала не напасешься. Собственно, он и начинает вымываться у пивных предприятий. Фактически отрасль оказалась перед дилеммой: если сохранить на прежнем уровне рентабельность, торговые наценки, ставки НДС и других параметров, то бутылка пива (поллитровая) должна стоить около 7 тысяч рублей. Потребитель такой цены может просто не выдержать.

«Даже когда ситуация на рынке складывалась не совсем гладко, чисто внешне пивовары выглядели успешной отраслью: предприятия не сворачивали свою маркетинговую активность даже во времена кризиса, — отмечает исполнительный директор Белорусского союза «Гильдия пивоваров» Владислав Скребцов. — Девальвация больно «пнула» и производителей пенного напитка. Пропорционально иностранным денежным единицам выросли цены на все импортные составляющие: ПЭТ-тару, этикетки, хмель, запасные части для оборудования… Но это полбеды. За счет оптимизации издержек каким-то образом рост цены сырья и комплектующих удается «переварить». Есть опыт девальвации 2009 года. Правда, процесс выравнивания розничных цен и издержек затянулся тогда на два года, завершился ровнехонько к началу новой волны «финансовых сюрпризов», к которым грозят еще добавиться и повышения акцизов».

Представители отрасли признают: в странах Таможенного союза, в частности в России, акциз на алкогольную продукцию значительно выше, чем в Беларуси. «Сегодня на каждом белорусском пивоваренном предприятии присутствует на тех или иных условиях иностранный инвестор, — утверждает исполнительный директор Белорусского союза «Гильдия пивоваров» Владислав Скребцов. — И по многим вопросам мы консультируемся с транснациональными корпорациями, чтобы перенять их опыт в решении различных проблем». Оказалось, что те же российские алгоритмы перехода на повышенные акцизы совершенно не подходят для Беларуси. В большинстве стран налоговую нагрузку на товары для «вредных привычек» повышали во время роста экономики, потребительского рынка, доходов населения. Поэтому опыт соседей для нашей пивной отрасли не совсем актуален.

Кто заплатит по счетам

Начальник Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Дмитрий Кийко полагает: акциз чисто фискальный налог, который облагает потребление, оплачивается покупателями продукта и служит инструментом для перераспределения высокой прибыли между производителями и государством. «Первое предложение Министерства финансов по изменению ставок акцизов руководство страны не поддержало, — объясняет он. — Поэтому было принято решение повышать акцизы поэтапно. В следующем году изменять ставки раз в полугодие или поквартально. Это даст возможность производителям постепенно перейти к работе в условиях новых фискальных реалий».

На акцизы приходится достаточно существенная доля доходов бюджета — около 10 %, что сопоставимо с поступлениями от подоходного налога и налога на прибыль. До недавнего времени государственной казне дополнительные деньги от акцизов были, в принципе, не нужны. Но с начала года ситуация несколько изменилась: у Беларуси появились международные обязательства по выравниванию акцизной нагрузки в рамках Таможенного союза, необходимо сокращать дефицит бюджета. «Когда Министерство финансов разрабатывает основные концепции налоговой политики, то всегда учитываются три основных фактора: увеличение или снижение поступающих доходов в бюджет; влияние на потребительский рынок, доступность и объем продаж тех или иных товаров, интересы производителей и инвесторов; влияние на здоровье населения и его благосостояние, — утверждает Дмитрий Кийко. — Этими тремя постулатами руководствовалось Министерство финансов при разработке новой акцизной политики».

«Девальвация — вынужденная мера корректировки некоторых макроэкономических перекосов, которые накопились в экономике за последнее время, — продолжает он. — Вполне естественно, что в новых экономических условиях должна измениться и структура некоторых потребительских рынков». И, как полагает эксперт Минфина, в этом вопросе у пивоваренной отрасли не самые плохие позиции. Еще недавно до 30—40 % продаж приходилось на импортный пенный напиток. После повышения курса иностранной валюты конкурентоспособность отечественных торговых марок резко возросла: и на внутреннем рынке, и на внешних. Этим необходимо пользоваться и компенсировать объективный рост затрат за счет «освоения» освободившихся объемов от импорта и развития экспорта. По расчетам Министерства финансов, первое повышение акцизов на пиво — до 1 тысячи белорусских рублей за литр — увеличило розничную цену максимум на 18 %, следующее повышение ставок даст рост на сопоставимую величину. Напомнил Дмитрий Кийко и о необходимости борьбы с алкоголизацией населения: спиртные напитки в Беларуси лидируют по доступности «широким слоям населения» среди продуктов питания. Практика же европейских и других развитых государств показывает: самый эффективный способ снижения потребления спиртного — запретительные меры. Это повышение цен — снижение доступности для населения, а также ограничительные меры: запрет на употребление алкоголя за рулем, в общественных местах и целый ряд других.

Представителей пивной отрасли также беспокоит перманентная тенденция алкоголизации населения. «Для устойчивого развития нам необходимо здоровое общество, которое способно обеспечить платежеспособный спрос», — утверждает Владислав Скребцов. Не чуждается Белорусский союз «Гильдия пивоваров» и социальной ответственности: в рамках общественной организации, в которую входят все ведущие профильные белорусские производители, разработана и принята хартия этичного поведения пивоваров. Кстати, Владислав Скребцов напомнил, что Брестский пивзавод и «Крынiца» были построены во времена еще советской антиалкогольной кампании для борьбы… с пьянством. Тридцать лет назад, как и в последние годы, государство пыталось перевести население на «легкое» спиртное. Кстати, крепким в те времена считалось пиво с содержанием алкоголя свыше 4—5 %. В Беларуси же в структуре потребления спиртного преобладают водка и плодово-ягодные вина. По банальной причине: по соотношению цена—эффективность сорокаградусный напиток намного опережает пенный. Владислав Скребцов анализирует: нынче стоимость бутылки водки эквивалентна 3—4 бутылкам пива, а в советское время поллитровка «беленькой» обходилась «собутыльникам» в 4,62 рубля, а бокал пива — 25 копеек. Словом, на рынке сложилась определенная диспропорция. Поэтому пивовары понимают все факторы, воздействующие на акцизную политику, но выражают недоумение: как можно бороться с алкоголизмом в обществе, оставляя доступным «убойное» спиртное?

Похмелье по одинаковой цене

Руководитель Центра мониторинга наркологической ситуации РНПЦ психического здоровья Сергей Осипчик считает: делать градацию алкоголя по градусной тяжести можно с точки зрения маркетинга, но не медицины. Разделять алкоголизм на пивной, водочный или винный, по большому счету, не совсем научно. С врачебной точки зрения, у человека либо присутствует зависимость от спиртного, либо нет. А какой он напиток употребляет — дело его вкусовых предпочтений и финансовых возможностей и на суть проблемы алкоголизма не влияет. Привел специалист и результаты европейского опыта, который доказал: пропаганда здорового образа жизни, социальная реклама и тому подобные проекты малоэффективны с борьбе с пьянством. А вот повышение цен на спиртное отлично действует на снижение его потребления. Сколько должна стоить хмельная продукция? По мнению Сергея Осипчика, ровно столько, чтобы спрос на нее упал хотя бы до уровня безопасного употребления алкоголя на душу населения, установленного Всемирной организацией здравоохранения. Но в ценовой политике необходимо ориентироваться не на группы напитков, а на стоимость чистого алкоголя.

«Наша акцизная политика не самая совершенная и требует изменений и корректировок, — соглашается Дмитрий Кийко. — Ставки акцизов устанавливались исходя из особенностей производства различной алкогольной продукции и их «необходимости» на рынке. Поэтому и образовались определенные диспропорции. Во многих развитых странах акцизом облагается чистый алкоголь. На такой принцип будет переходить и Беларусь». В частности, лишатся своих налоговых преференций плодово-ягодные вина, ставки акцизов на которые планируется приравнять к водочным, а они также будут повышаться. В любом случае, Министерство финансов и Министерство здравоохранения придерживаются позиции: цены на «тяжелый» алкоголь, особенно плодово-ягодный, необходимо делать менее доступными для населения. Иначе говорить об деалкоголизации нации достаточно проблематично.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter