Зачем предприятия вводят дресс-код для рабочих?

На проходной встречают по одежке

Водители автобусов из Ниццы на днях нарядились в юбки из–за запрета на ношение шорт в рабочее время. Свое «фе» дресс–коду показательно высказал и британский клерк — после того как парня «в коротких штанишках» начальство не пустило на работу, он переоделся в розовое платье. Наши земляки на подобные экстравагантные поступки решатся, конечно, вряд ли. Хотя требования к рабочему стилю одежды повышаются. Два наших промышленных гиганта попросили рабочих не приходить на работу в шортах и сланцах. «Амкодор» — в приказном тоне. Минский тракторный — в качестве рекомендации. Почему уже и заводы стали встречать по одежке, разбирались корреспонденты «СБ».

...На проходную МТЗ к началу второй смены еду, словно на модный показ. И двадцати минут хватило, чтобы в очередной раз убедиться: даже несмотря на небольшое похолодание, а также просьбы и рекомендации руководства, и в этом летнем сезоне в моде у сотрудников предприятия шорты.

— Пропускаем, а что делать? — разводят руками представители службы охраны, вместе с которыми мы наблюдаем, как сварщики и кузнецы, токари и слесари проходят заводской «фейсконтроль». — Поначалу пробовали было делать замечания — натыкались на возмущение. Официально, дескать, приказа нет, так какое мы имеем право?

Причин у попытки навязать рабочим определенную форму одежды, раскладывают по полочкам вопрос в администрации предприятия, две. Первая — имиджевая. И связана она с географией заводской территории. Выставочные площади — самое посещаемое туристами и официальными делегациями место — находятся аккурат за проходной. И если сопровождающие лица делового вида и корпоративного стиля придерживаются и так, то «дресс–код» рабочих — кто во что горазд.

— Я слесарь, у меня есть установленная форма одежды, в которую я должен на производстве переодеться, — объясняет нам молодой человек в шортах, отказавшийся представиться. — В каком виде я иду на работу и с работы — это сугубо мое личное дело. А что касается аргумента по поводу экскурсий, то почему туристы могут проходить сюда в шортах, а я — нет?

И.о. заместителя генерального директора по идеологии, кадрам и социальному развитию ОАО «МТЗ» Игорь Воробей парирует: это вопрос еще и техники безопасности:

— Без соответствующих защитных мер не обойтись. Наше предприятие — объект повышенной опасности. Как в цехах, так и вне их может лететь стружка, искрить сварка, выделяться пары. Чтобы уберечь себя, носить открытую или слишком свободную одежду весьма нежелательно. Чревато ожогами и травмами, которые потом квалифицируют как производственные. В цехе работают с маслом. Как ни убирай, риск в любом случае остается. Поскользнуться, будучи в резиновых сланцах, проще простого. Это как идти в осенних ботинках по мокрому снегу. Подобных инцидентов, к счастью, не было, но мы работаем на упреждение. Такие рекомендации каждый год, как только начинает теплеть, доводим через начальников подразделений. Именно они ответственны за собственных работников. Что касается туристов, то по заводу они следуют по строго определенному маршруту и в обозначенное время.

— Вообще–то обеспечить технику безопасности, не допустить того, чтобы по цехам летала стружка, а пол был испачкан маслом, — это дело начальников. Не я должен следить за уборкой, а тем более ходить и бояться, что мне пыль в глаза попадет! — объясняет свою позицию сотрудник одной из лабораторий Роман.

Впрочем, что для тракторного рекомендации, для «Амкодора» — приказ. Как следует из подписанного генеральным директором поручения, фото которого гуляет по интернету, на работу не будут допускаться сотрудники «в шортах, бриджах, шлепанцах, а также в платьях, не соответствующих деловому стилю». Причем ответственным за выполнение решения поставлена задача «вносить предложения по применению дисциплинарного взыскания к нарушителям».

— Нескольких людей на проходной уже развернули, — дозвонился в редакцию «СБ» рабочий, представившийся Дмитрием. — А женщин «с голыми ногами» пускали. Что это за дискриминация такая по половому признаку?

Документ меру «не допускать к работе» действительно оговаривает. Но руководство «Амкодора» говорит, что до этого не дошло:

— Объяснять объясняли, но чтобы кого–то не пустить и тем самым остановить рабочий процесс? Каждый работник для нас ценен.

А как у других промышленных флагманов? На Минском автомобильном заводе ссылаются на приказ генерального директора за 2010 год. Согласно ему, определенный дресс–код устанавливается лишь для сотрудников заводоуправления:

— Нахождение в коротких легких платьях, джинсах, кедах и другой подобной одежде и обуви в административных зданиях не допускается. Что касается рабочих, то их никто не ограничивает. Их маршруты по пути в раздевалки с маршрутами официальных делегаций не пересекаются.

Был случай


Одна из сотрудниц концерна Toyota, принадлежавшая к протестантской общине, была недовольна тем, что дресс–код не позволяет ей носить шорты, юбки или платья во время работы на конвейере. Религиозные убеждения тем временем не позволяли ей ходить в брюках. Она подала заявку на рассмотрение дела, и ее просьба была удовлетворена: сотрудникам разрешили носить длинные юбки и носки, если одежда полностью закрывает тело. Это соответствовало, кстати, и потребностям завода, связанным с безопасностью и правилами приличия.

Компетентно


Елена Горлач, главный правовой инспектор профсоюза «БЕЛПРОФМАШ»:

— Установление нанимателями определенного дресс–кода или корпоративного стиля одежды для работников достаточно распространено на практике. В некоторых организациях, банковской сфере существует свод правил внутрикорпоративной этики, предусматривающий не только определенный стиль в одежде сотрудников, но также нормы поведения и общения. Вместе с тем в белорусском трудовом законодательстве отсутствуют общие требования к внешнему виду работников, равно как и само понятие дресс–кода. А значит, принудить соблюдать его работника под угрозой дисциплинарной ответственности невозможно. В связи с этим возникает вопрос о соответствующих правовых механизмах обеспечения такого требования. В их роли может выступать установление соблюдения дресс–кода в рекомендательном порядке и в качестве показателя премирования — за выполнение работником требований корпоративной политики. И все же не секрет, что во многих организациях независимо от форм собственности правилами внутреннего трудового распорядка предусмотрен в качестве общих требований, обязательных для всех сотрудников, опрятный внешний вид, соответствующий времени года и погодным условиям. Поэтому при принятии нанимателем решения о введении дресс–кода ему следует оценить обоснованность и адекватность распоряжений.


Следует учитывать, что, в соответствии с частью первой статьи 55 Трудового кодекса, наниматель обязан принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, меры по профилактике и предупреждению их заболеваний. Данные требования должны соблюдаться и при установлении дресс–кода. Таким образом, одежда работника должна быть в достаточной степени комфортной и не создавать излишних неудобств при выполнении трудовых обязанностей, а также отвечать времени года, климатическим и погодным условиям, температуре воздуха в помещении, в котором выполняется работа. Вот почему в локальном нормативном правовом акте, определяющем требования дресс–кода, наиболее целесообразно рекомендовать не конкретную одежду, а пределы допустимого во внешнем виде на рабочем месте (недопустимость ношения джинсов, одежды ярких расцветок, спортивной одежды и обуви, яркого макияжа и так далее).

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter