Какие темы поднимались в ходе пленарной сессии форума «Минского диалога»

На принципах уважения

Сильное и эмоциональное выступление Президента на международной конференции не оставило равнодушными присутствующих. Международные эксперты и политики позже ссылались на озвученные Александром Лукашенко тезисы и признавались: услышать мнение Главы государства по всем поднятым вопросам оказалось очень полезно. А еще говорили о том, что таких площадок, как «Минский диалог», должно становиться больше.

Шанс договориться

Поднятые в ходе пленарной сессии темы действительно задели за живое. А потому модератор дискуссии, учредитель и директор Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман попросил Президента Беларуси подробнее остановиться на некоторых моментах и поделиться последним инсайдом переговоров с Владимиром Зеленским по поводу путей завершения конфликта в Украине. Раскрывать все детали белорусский лидер не стал. Однако четко обозначил: 

— Вы знаете мою позицию: я человек компромиссов, диалога. Будем считать, что это начало истории нашего успеха. Следующие шаги должны быть практичными. Если после диалога нет практических действий, о чем говорили только что мои коллеги (Георгий Маргвелашвили и Степан Месич. — Прим. ред.), то какой смысл в этом диалоге? Что касается Украины, я еще раз хочу подчеркнуть: это лакмусовая бумажка, тест для всех.


Понятно, что самостоятельно Украина с этой бедой не справится. В этой связи Александр ­­­Лукашенко еще раз озвучил мысль, которую он не единожды повторял в последнее время: без США невозможно решить эту проблему, поскольку Соединенные Штаты глубоко погружены в политические и экономические процессы Украины. Более того, сказал Глава государства, приходится признать, что мы Украину просто «подарили» своим соперникам:

— Разве не так? Своими руками отдали Украину. Американцы и НАТО должны нас просто благодарить, что они, наверное, и делают, разговаривая между собой. Но тем не менее надо видеть за всем этим и последствия. Сегодня можно еще решить эту проблему, этот конфликт. Потому что диагноз установлен, как лечить — тоже вроде знаем. Только надо начинать лечить. И нынешняя власть в Украине, Президент Украины, он, конечно же, не всемогущ. Ему ни внутри, ни извне никто не даст сделать то, что он хочет. Я убедился в том, что он хочет решить проблему войны на Донбассе. Вы знаете, моя убежденность после этой встречи (с Владимиром Зеленским в Житомире. — Прим. ред.): если мы потеряем пусть неопытного, молодого Зеленского и эту власть в Украине, а это вполне может случиться, потому что слишком велико сопротивление и внутри Украины, и извне, — мы взамен получим такую власть, с которой вообще будет трудно разговаривать.

Александр ­­­Лукашенко также добавил, что со своим украинским коллегой пришел к единому мнению: к решению конфликта нужно как можно быстрее подключать всех. Как один из возможных вариантов — пересмотреть и подкорректировать минские договоренности.

— Может, где‑то ошиблись, надо собраться, где‑то что‑то подкорректировать — пять лет прошло, не надо упираться только в то, что решили в Минске. Надо собраться, поговорить, подкорректировать планы и действовать. Наверное, «большим» не хочется.

К слову, тема малых и средних государств отозвалась не только у участников, но и у Президента. Он с живостью отреагировал:

— Все народы великие, все! Даже если это тысячный народ — буквально тысяча человек. Нас красиво разделяют, на одну, на вторую сторону перетаскивают, и мы теряемся среди этих гигантов. Вот нам пора бы объединить свои голоса и сказать «великим» и показать, что они не такие великие. Если бы мы смогли объединиться по‑настоящему, на какой‑то платформе, нас бы услышали. Но опять же: эти «великие» не дают нам, средним и малым государствам, это сделать, потому что великая формула «разделяй и властвуй» пока еще не изжила себя и вряд ли изживет.

Модель успеха

Один из ключей к решению актуальных проблем в сфере безопасности бывший Президент Грузии Георгий Маргвелашвили видит в утверждении принципа суверенности и уважения друг к другу. Он напомнил о военных конфликтах, которые пережила Грузия за последние 30 лет, и добавил: страна открыта для новых диалогов, подобных минскому.


— Должно быть больше таких форумов, на которых нужно признавать проблемы в Грузии, в Украине. Если у нас не будет решения для этих проблем, у нас не будет и более безопасного мира завтра. И мы готовы начинать эти обсуждения, готовы понимать, что именно может быть рабочим решением — то, к чему неоднократно призывал Президент Беларуси.

При этом многие конфликты, по мнению спикера, появились в результате нарушения правил игры, связанных с европейской безопасностью. Чтобы запустить искренний диалог, необходимо признать ряд нарушений.

— Мы не можем оставлять старые проблемы нерешенными, при этом нужно строить новую систему, основываясь на принципах суверенности наших соседей и взаимном уважении друг друга. Полагаем, наши партнеры станут еще более активными в попытке построения новой системы безопасности, включая европейскую и региональную.

Георгий Маргвелашвили поделился моделью успеха, которая была построена на политической воле лидеров Беларуси и Грузии. Важную роль здесь сыграли визиты Президента в Грузию. Напомним, Александр ­­­Лукашенко в годы президентства Маргвелашвили посещал эту страну дважды: в 2015 и 2018 году. Он не раз признавался в любви к этому краю и регулярно подчеркивал: у Грузии в центре Европы есть надежная база в лице нашей страны. В свою очередь, грузинский лидер еще в 2015‑м заявил: в лице Александра ­­­Лукашенко вся Грузия увидела настоящего друга, который уважает страну, ее государственность и суверенитет.

— Мы смогли договориться о принципиальных решениях по партнерству и развитию, и теперь наши два государства активно и динамично сотрудничают. Мы просто уважали интересы друг друга и таким образом нашли общую платформу для развития, — резюмировал Георгий Маргвелашвили.

Понять и принять друг друга

Экс‑президент Хорватии Степан Месич, возглавлявший страну с 2000 по 2010 год, в своем выступлении рассказал, что на его родине один из уважаемых колумнистов из старшего поколения выпустил книгу «Больные времена», в которой рассказывается об острейших проблемах современного мира. По словам Степана Месича, прежде чем лечить болезнь, необходимо поставить диагноз и только после этого определить и применить терапию. К слову, все последствия этой болезни Хорватия ощутила на себе в полной мере. Степан Месич напомнил, что Югославская Федерация, составной частью которой была и его страна, распалась в результате последних войн, которые велись на Старом континенте в конце прошлого столетия.


— Сегодня в Европе царит мир. Но я спрашиваю у вас, какой мир? Обманчивый и нестабильный, который точнее можно описать как затишье перед бурей. Вопреки процессу интеграции Европу сегодня характеризует глубокая разобщенность, разжигание новой гонки вооружения. И это после того, как Европа только что выдохнула от очень реальной опасности быть главным поприщем ядерного столкновения между Востоком и Западом.

Политикам, по мнению господина Месича, необходимо собраться с силами, найти разум и отойти от логики холодной войны, чтобы понять, что прошло время состязаний и доказывания, чья система лучше и какая должна быть мировой.

— Мы должны не только понять, но и принять, что у каждого народа есть право определять свое будущее, включая и то, в какой системе он желает жить. Будущее — за мультиполярным миром равноправных государств, где нет места доминированию кого‑либо над кем‑либо.

По мнению бывшего верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, руководителя программы «Глобальная Европа» в международном центре им. В.Вильсона Кэтрин Эштон, ни одно государство не в состоянии совладать с глобальными вызовами:

— И мы должны думать, как сотрудничать, чтобы разрешить эти проблемы и кризисы. Изменение климата, кибербезопасность, развитие торговых отношений, привлечение инвестиций — абсолютно все вопросы требуют международного сотрудничества между государствами и группами государств.



Кэтрин Эштон солидарна с Президентом Беларуси, что простого обсуждения проблем недостаточно. Нужны реальные действия.

— Укрепление доверия между государствами, ведение переговоров — неотъемлемые элементы для достижения прогресса. Нельзя отбрасывать старые институты и договоры. Мы должны использовать их в качестве основы, эталона для поиска новых способов решения существующих проблем, — подытожила баронесса.

Окно возможностей

Одна из проблем европейской безопасности кроется в том, что у многих сторон сегодня диаметрально противоположные взгляды на то, каким путем двигаться дальше. Эту мысль озвучил старший научный сотрудник Атлантического совета, бывший заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу:

— У нас конфликтующее видение европейской безопасности, конфликтующий взгляд на то, что делать дальше. Нам нужно максимально сконцентрироваться на будущем. Если есть политическая воля, мы можем сделать определенные практические шаги. Первым из них может быть шаг по налаживанию отношений и партнерству. Увеличивая доверие, мы можем снизить риск интернационального конфликта.


При этом эксперт сказал, что полностью поддерживает позицию Александра ­­­Лукашенко по вопросам участия США в урегулировании украинского конфликта. Будь то в рамках «нормандского формата» в новом виде либо работая параллельно с ним со своими партнерами из Европы. Александр Вершбоу также уверен: обмен пленными и договоренности о формуле Штайнмайера могут открыть новое окно возможностей. Однако его не удастся реализовать, если не будет решен вопрос безопасности.

В современном мире нельзя настаивать на политике силы, считает член Совета Федерации Федерального собрания России Алексей Пушков. Он высказал мнение, что в современной Европе есть ряд зон повышенной опасности, на которые нужно обратить пристальное внимание. Речь не только об Украине, но и о регионе Балтийского и Черного морей, которые являются зонами потенциального размещения ракет средней и меньшей дальности с ядерными боеголовками. По словам Алексея Пушкова, России и НАТО нужно как минимум договориться о правилах поведения в этих регионах, дабы избежать неприятных инцидентов.


Еще один актуальный вопрос — последствия выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

— Мне кажется, в Европе не совсем понимают последствия этого, — отметил российский сенатор. — Обратите внимание, что Россия заморозила участие в этом договоре в ответ на действия Соединенных Штатов. Но не прекратила его. И если США сочтут нужным в него вернуться, то в договор автоматически вернемся и мы. Мы забыли о том, чем чревато такое размещение ракет средней и меньшей дальности. Нас сейчас успокаивают, что это связано с озабоченностью Соединенных Штатов действиями Китая и наращиванием китайских ядерных вооружений. Что эти ракеты нужны для размещения на Дальнем Востоке и в Азии. Но я не исключаю, что дело начнется в Азии, а закончится в Европе. И мы с вами вернемся к ядерному противостоянию середины восьмидесятых годов.

В этой связи Алексей Пушков поддержал призыв Александра ­­­Лукашенко о том, что настало время обсудить идею моратория на размещение подобных ракет в Европе. Ведь когда речь идет о сохранении цивилизации, о будущем планеты, все средства хороши.

konoga@sb.by

konon@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter