Как выстроить приемлемый баланс интересов государства, общества и гражданина

На принципах равноправия

Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию не просто привлекло серьезное внимание. Оно буквально препарируется как сторонниками, так и недругами. Уже разошлось на цитаты. Каждый находит свои смыслы в этом программном обращении. Пожалуй, один из магистральных посылов — необходимость формирования гражданского общества, точнее, придание нового импульса этому процессу и его правовому оформлению. И дело не только в ответе Александра Лукашенко на конкретный вопрос из зала.

Ведь три вопроса, с которыми сам Глава государства обратился к народу, в совокупности и раскрывают содержание и функции гражданского общества: определять ту цену (в широком смысле слова), которую мы с вами готовы платить за независимость, суверенитет и безопасность, способность брать на себя инициативу и ответственность в решении насущных проблем. Только так можно выстроить приемлемый баланс интересов государства, общества и гражданина. Будем откровенны: далеко не всегда это получалось в прошлом.

Навязанная концепция

На протяжении многих лет из-за рубежа нам навязывалось представление, что гражданское общество — это некая совокупность так называемых некоммерческих организаций, которые должны контролировать власть, не участвуя в борьбе за нее. Их еще называли «третьим сектором»: дескать, это не власть и не оппозиция, а нечто такое аморфное и неуправляемое. На практике это была дымовая завеса.
Все НКО напрямую или косвенно финансировались, то есть управлялись из-за рубежа и действовали в интересах иностранных правительств. В условиях институционального кризиса классических политических партий, падения доверия к этой форме политического участия, именно НКО стали удобным инструментом зарубежного влияния на отечественный политический процесс. Все это стало вполне очевидным во время событий лета и осени 2020 года.
Специалисты и раньше установили примечательную закономерность: рост числа НКО — устойчивый показатель подготовки «цветной революции».

Навязываемая различными западными фондами концепция развития гражданского общества прямо противоречила тем идеям, на основании которых возникло само это понятие. Классики политической мысли, будь то Томас Гоббс, Джон Локк или Дэвид Истон, видели в гражданском обществе союз индивидуальностей, некий фильтр требований и значимых задач, который выстроен между властью и гражданином. При этом они не отрицали и значимую роль самого государства, подчеркивали партнерские отношения между этими двумя институтами. Согласитесь, то, что мы наблюдали на примере некоторых наших «правозащитников», было далеко от этого идеала.
Гражданское общество — это уж точно не составление санкционных списков с последующей их передачей в иностранные посольства и не призывы побольнее ударить по родной стране. У подобного поведения есть совершенно иное определение, в том числе и правовое.

Сила правды

И все же белорусское гражданское общество показало свою силу именно в 2020 году. По-новому, гораздо активнее заработали наши общественные объединения (­БРСМ, «Белая Русь», профсоюзные и женские организации). Появились и новые гражданские инициативы. Те же автопробеги стали результатом как высокой сознательности граждан, так и значительной степени их самоорганизации в новых условиях.
И здесь именно государство и общество выступили в качестве равноправных партнеров. А всем вместе нам удалось отстоять свою Беларусь. Противник этого явно не ожидал, что также было залогом нашего успеха.
Поэтому сейчас стоит задача не столько отстроить заново гражданское общество, сколько оформить, усилить те положительные тенденции, которые уже существуют в Беларуси. То есть необходимо развивать основные положения Конституции, которая дает все возможности для такого развития.

Президент сказал о необходимости принятия закона о гражданском обществе. Именно в нем следует дать и четкое определение этого понятия. Также следует прописать критерии субъектов такого общества, их функции, права и, конечно же, обязанности. Безусловно, четко следует регламентировать порядок финансирования общественных объединений. Дабы они не становились в будущем марионетками не только иностранных государств, но и потенциально отечественных богатеев.
Не будем забывать, что широкая сеть ручных и прикормленных НКО является одним из признаков олигархического строя. А нынешняя конституционная реформа направлена и на то, чтобы не допустить олигархизации нашего политического строя в будущем. Необходимо отладить механизм взаимодействия между самими субъектами гражданского общества, разработать систему воспитания и подготовки их лидеров.
Ведь эта деятельность требует значительных личных затрат, но определение «некоммерческая организация» не должно больше становиться ширмой для отмывания денег или латентного субсидирования тех или иных политических кампаний. Серьезные усилия следует потратить и на просвещение государственных служащих. Что греха таить: далеко не все из них готовы к партнерским отношениям с гражданским обществом. Да и многие наши граждане еще не до конца осознали, что через самоорганизацию можно эффективно решать собственные проблемы.

Это одна из тех многочисленных задач, которые предстоит решать в ближайшем будущем. Так что после референдума большая созидательная политическая работа не только не закончится, а продолжится с новой силой. И об этом тоже было Послание Президента. По крайне мере, как его услышал и понял автор этих строк.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter