На прилавке яйцо, а в яйце... нитка,

НА ПРИЛАВКАХ белорусских рынков и супермаркетов — широкий ассортимент яиц. Их обилие радует покупателей, в отличие от цены. В зависимости от сорта и поставщика за десяток сегодня просят 12,8—18 тысяч рублей. Практически до 2 долларов. Для семьи, любящей этот продукт и часто употребляющей его во всех разновидностях, непонятно и тревожно: с чего бы это белорусские куры стали нести если не золотые, то уж точно позолоченные яйца. Пользователи соцсетей уже иронизируют на этот счет: скоро куриные яйца будут продаваться по цене яиц Фаберже. И это в самый сезон, когда урожай не так давно убран, цены на зерно и другие составляющие комбикормов пока самые низкие. Попробуем разобраться, в чем тут причина.

которая, если ее потянуть, приведет к причинам высокой затратности производства

НА ПРИЛАВКАХ белорусских рынков и супермаркетов — широкий ассортимент яиц. Их обилие радует покупателей, в отличие от цены. В зависимости от сорта и поставщика за десяток сегодня просят 12,8—18 тысяч рублей. Практически до 2 долларов. Для семьи, любящей этот продукт и часто употребляющей его во всех разновидностях, непонятно и тревожно: с чего бы это белорусские куры стали нести если не золотые, то уж точно позолоченные яйца. Пользователи соцсетей уже иронизируют на этот счет: скоро куриные яйца будут продаваться по цене яиц Фаберже. И это в самый сезон, когда урожай не так давно убран, цены на зерно и другие составляющие комбикормов пока самые низкие. Попробуем разобраться, в чем тут причина.

Ну, очень дорого…

Яйцо — продукт, можно сказать, стратегический. В списке социально значимых неизменно занимает первые строчки. Цену контролирует государство, а производитель и магазины накручивать ее по своему усмотрению не имеют права. Так как же яйца «умудрились» подорожать за 11 месяцев на 30 процентов?

В феврале Минэкономики разрешило птицефабрикам повысить до 20 процентов отпускные цены на яйцо куриное цветное и белое,  так как производство яиц на птицефабриках стало убыточным. При этом они не должны были превышать 9240 рублей за десяток белых, и 10164 — цветных. В ноябре произошло еще одно подорожание — 10-процентное. Сегодня максимальная отпускная цена — 10164 и 11180 рублей за десяток соответственно. В пресс-службе Министерства экономики особо обращают внимание, что «речь идет не о розничных ценах, а об отпускных». «Их повышение вовсе не означает автоматического повышения цен на прилавках», — утверждают в Минэкономики.

Формулировка «вовсе не означает» несколько удивляет. Предположение, что торговля откажется соответственно поднять цены, выглядит наивным. Подтверждением тому служат сегодняшние 18 тысяч рублей за десяток яиц в коробочке, которые кое-где уже встречаются на ценниках.  При этом в дверь стучится Новый год, а там и Пасха не за горами. Да и в обычные дни ни одна хозяйка не обходится без этого продукта.

Неудивительно, что первыми с недовольством покупателей столкнулись продавцы. Ведь если кому и выгоден рост цен, то в первую очередь предприимчивым торговцам.

— Мы лишь звено в длинной экономической цепочке, — возражает продавец одного из минских магазинов. — По какой цене покупаем яйца у производителей, по такой и продаем. Накручиваем максимум процентов 20 на погашение аренды, электроэнергии и на зарплату. Крупным гипермаркетам производитель дает скидку за счет объемов. А мы не можем брать на реализацию большие партии. Да и продажи подорожавших яиц заметно падают. Ожидаем, что к праздникам спрос вырастет. Так что по ценам все вопросы к производителям.

Пишите письма

Передовик птицеводческой отрасли 1-я Минская птицефабрика, которая произвела в 2012 году 523,6 миллиона штук яиц, имеет самые большие птичники в Беларуси — около 3 миллионов голов, в том числе 1,8 миллиона кур-несушек, что в несколько раз больше, чем у ближайших конкурентов. Это крупнейшее яичное предприятие республики занимает 23 процента отечественного рынка и является лидером отрасли по многим параметрам.

— Социально значимым товаром яйцо стало с декабря 2011 года, — объясняет главный экономист предприятия Алла Булыга. — С тех пор птицефабрики не имеют права устанавливать цены самостоятельно. Нам установили потолок, и выше него мы не можем поднимать стоимость яиц. Между тем затраты на производство росли чуть ли не в разы, а цены поднимались чисто символически. 1 января 2012 года десяток белых яиц стоил 7700 рублей, 1 февраля нынешнего — 9240. Мы писали письма во все инстанции, объясняя необходимость повышения. Ведь в противном случае производство яиц становится убыточным. И только в феврале Минэкономики разрешило поднять цены на 20, а в ноябре еще на 10 процентов. И это на фоне постоянно дорожавших ветпрепаратов, электро- и теплоэнергии, топлива и кормов. В прошлом году только зерновая часть подорожала на  80 процентов, шроты и ветпрепараты — на 50. Комбикорма — самая расходная статья. Это практически 70 процентов от общих затрат. Отсюда и рост цены на продукт, хотя мы стараемся отпускать товар оптовикам практически по себестоимости.

В среднем за 2012-й и нынешний год затраты предприятия выросли на 50 процентов.  Рентабельность в 2011 году у нас была свыше 16 процентов, в прошлом упала втрое — до 5,6, в этом — минус 4,6 процента.

И все-таки, спросит читатель, какова себестоимость десятка яиц?

По словам главного экономиста предприятия, в структуре затрат 72 процента занимают корма, зарплата — лишь 2,6 процента. Кстати, сегодня в среднем она не превышает 5,8 миллиона рублей. Остальное — прямые затраты. Сюда входит стоимость электро- и теплоэнергии, ветобслуживания, газа, транспорта, а также амортизация и т. д.

Максимальная цена десятка яиц с 10-процентной рентабельностью — 10160 рублей. Из них 7315 рублей занимают корма, 2438 рублей «съедают» прямые затраты и лишь 264 рубля идет на зарплату. Цена на яйцо соответствует тем затратам, которые вложены в его производство.

Причем понятно, что зерно для кормов будет дорожать, прочие составляющие также, ложась на себестоимость продукта. Увеличения цен на 10 процентов хватит птицефабрике приблизительно до февраля. А там придется снова… писать письма.

«Страдания» птицеводов

Снижайте затраты — первое, что принято говорить. Надо отдать должное руководству фабрики: здесь как раз и не придерешься. Чтобы удешевить корм, выращивают свое зерно. В этом году обеспечили себя 6,7 тысячи тонн зерна кукурузы и 14 тысячами тонн фуражного  зерна. Хотя под полную потребность необходимо порядка 70 тысяч тонн. Расширять посевные площади нет возможности, поэтому недостающее зерно закупают у сельхозпроизводителя, который продает фабрике его процентов на 40—50, а то и на 80 дороже закупочной цены. Птицеводы берут кредиты и… захлебываются в банковских процентах.

На фабрике свои инкубатор и родительское стадо, в том числе и для кур-несушек. В этом году сделали техперевооружение, поставили новое современное оборудование. Это удешевляет стоимость конечного продукта. Эффективность налицо: замена технологического оборудования дала возможность в 2 раза увеличить производство продуктов птицеводства при сохранении прежнего энергопотребления. Кроме того, для снижения издержек совершенствуют существующее производство высоковостребованных в пищевой промышленности яичного порошка и меланжа.

Проблема в том, что отечественный производитель поставлен в заранее проигрышные условия. В большинстве своем в себестоимости продукции лишь процентов 25 приходится на собственные расходы предприятия, все остальное — это нерегулируемые, идущие со стороны статьи расходов. Невозможно не просто конкурировать, а выживать, когда каждый год финансовые структуры, предприятия ТЭК практически произвольно поднимают проценты и ставки.

Какой выход? Главный экономист Алла Булыга считает, что цена на яйцо должна увеличиваться ежемесячно пропорционально инфляции. Тогда это и для населения было бы незаметно, и птицеводам легче. Ведь что скрывается за рентабельностью и какой она должна быть? 30 процентов — предприятие развивается, ниже — начинает «страдать», менее 10 — выживает и доживает.

Многие производственники сегодня говорят и о том, что валовые показатели «убивают» отрасль. Птицефабрики «заточены»  на решение старой советской задачи — произвести как можно больше. А вот реализовать получается все хуже: конкуренция на рынке крайне жесткая.

Производство яиц в республике растет. Предприятия, подведомственные Минсельхозпроду, в прошлом году произвели 2,7 миллиарда яиц — на 7,2 процента больше, чем в 2011-м. За 10 месяцев нынешнего года уже имеем более 2,3 миллиарда штук. На внутреннем рынке явное перепроизводство продукта. Птицеводы рыночной формации не понимают, зачем столько производить? Причина проста: необходимо выполнять план по валу, давать сводки, иначе накажут. Производство сегодня явно больше потребления, и лишние яйца надо куда-то деть. Как правило, традиционно в Россию. Но и здесь в шапку не спали: после ударной работы в 2012 году выдали 42 миллиарда яиц. В нынешнем доведут объем до 43 миллиардов. Чтобы избежать перепроизводства, в программе Минсельхоза России по развитию птицеводства на 2013—2015 годы рост по этому продукту не предусмотрен.

Наши птицеводы вынуждены активнее заниматься глубокой переработкой, что приводит к повышению затрат, и не факт, что к росту сбыта. Единственное, в чем не приходится сомневаться, — белорусские куры несут все более дорогие яйца.

Что тут еще добавишь? Осталось лишь поинтересоваться уровнем покупательской активности граждан.

— Люди берут у меня яйца, как и прежде, — улыбнулась Наталья, продавец с Комаровского рынка столицы. — Самый ходовой товар — яйца высшего сорта, по 15 тысяч рублей за десяток. Наверное, решают на здоровье не экономить!

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter