На посту души и тела

По традиции у христиан год завершается многодневным постом, который начинается как раз на этой неделе. Рождественский пост, пожалуй, имеет наибольшее количество различий у католиков и у православных (при том, что в обеих ветвях христианства он установлен для того, чтобы человек мог очистить себя покаянием, воздержанием и молитвой и встретить праздник прихода в мир Сына Божия с чистым сердцем и умиротворенной душой). Об особенностях Рождественского поста у представителей двух самых многочисленных христианских конфессий рассказывает сегодня “Народная газета”.
Новый год можно встречать с рыбой

Рождественский пост в православной традиции начинается 28 ноября, сразу после дня памяти апостола Филиппа. Поэтому в народе он называется “Піліпаўка”, Филиппов пост. Продолжается он 40 дней.
— Любой пост имеет две стороны — прикладную и духовную, — поясняет архимандрит Алексий (Шинкевич). — Практическая сторона предполагает воздержание от пищи животного происхождения, в том числе мясной, молочной (молока, масла, сметаны и т.д.), яиц. Все эти продукты церковь не благословляет употреблять на протяжении всех дней Рождественского поста. Если соблюдать пост строго, то в определенные дни — понедельник, среду и пятницу Рождественского поста — пищу следует принимать и без растительного масла. С растительным маслом — подсолнечным, кукурузным, рапсовым, оливковым — вкушать еду разрешено во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Также в субботние и воскресные дни, великие праздники и храмовые праздники, например, на дни Рождественского поста выпадают два больших престольных праздника двух соборов в Минске, связанных с женскими именами — великомучениц Екатерины (Свято-Петро-Павловский) и Варвары (Свято-Духов кафедральный), православные люди едят рыбу. Если же праздники приходятся на понедельник, среду и пятницу, благословляется только растительное масло и вино. Употребление за трапезой несколько раз в неделю небольшого количества хорошего виноградного вина — это церковная традиция, и люди, которые придерживаются ее, меньше подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Но если состояние здоровья верующего не позволяет ему соблюдать пост, если он занят на тяжелой работе, если он студент, или если речь идет о беременной женщине или кормящей матери, Церковь позволяет послабления. Какие именно, в каждом конкретном случае лучше обсудить индивидуально со священником храма, прихожанином которого является такой человек.
Традиция постов направлена на то, чтобы организм человека время от времени получал отдых. К слову, ведь пост предполагает и полный отказ или сведение к минимуму сексуальных отношений, даже между супругами.
Со 2 по 6 января пост усиливается. То есть Новый год можно еще встретить с рыбкой, а начиная со 2 января даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Последний день Рождественского поста называется Сочельником. На стол подается традиционное предрождественское ритуальное блюдо сочиво (еще одно его название — коливо): в холодной воде замачивается стакан зерен пшеницы, потом пшеницу варят до мягкости и добавляют в блюдо столовую ложку меда. За стол семья садится после того, как на небо восходит первая вечерняя звезда — традиция возникла в память о той звезде, которая остановилась над Вифлеемом, возвещая о рождении Спасителя. А до вечера православная традиция предписывает целый день ничего не есть. Вспомните некогда известную рекламу “До первой звезды нельзя”... Разговляются верующие 7 января, по завершении праздничного богослужения на Рождество. После посещения прихожанином утренней литургии Церковь благословляет вкушать мясные блюда.
— А какова духовная суть Рождественского поста?
— Духовная сторона поста — это стремление достичь единства с Христом, источником жизни, ее радости, смысла и цели. А Бог ближе к нам тогда, когда мы стараемся отодвинуть от себя суетное, мелочное, бытовое. Прежде всего во время поста необходимо посещать храмовые богослужения, где сама атмосфера способствует разговору с Богом. Нельзя забывать и о личной молитве — дома, у святых икон. А самое главное, в эти дни надо стараться контролировать свои эмоции, мысли, слова и действия. В эти дни мы оцениваем себя и покаянно освобождаемся от грехов. Для этого и существует таинство исповеди. Православные люди в дни Рождественского поста стараются быть у святого причастия. И, конечно, важно не забывать о добрых делах, которые делают нашу жизнь красивее и добрее. Но надо помнить и о том, что любое доброе дело должно быть искренним, чистым, исходящим от любящего сердца, от души, иначе оно никому не принесет пользы.

Вельмі важна адмовіцца ад алкаголю і тытуню

У  каталікоў пост перад Раством Хрыстовым, які носіць назву Адвэнт, пачынаецца сёлета 2 снежня і працягваецца чатыры тыдні.
— З лацінскай мовы слова “adventus” перакладаецца як “прыйсцё”, — распавядае святар Мінска-Магілёўскай архідыяцэзіі Юрый Санько.
— Адвэнт — гэта радаснае чаканне прыйсця на Зямлю нашага Збаўцы, Езуса Хрыста. Дарэчы, літургічны год Каталіцкі касцёл пачынае менавіта з Адвэнту. Чатыры тыдні, якія мы чакаем нараджэння Хрыста, падзелены на два перыяды: да 16 снежня касцёльная літургія кажа нам пра другое прыйсцё Хрыста, а пасля 16-га і да самага свята Божага Нараджэння засяроджвае ўвагу вернікаў менавіта на нараджэнні Хрыста ад Дзевы Марыі.
Апошні дзень Адвэнту — 24 снежня. Вечарам, калі на небе заззяла першая зорка, перад тым як ісці ў касцёл, уся сям’я збіраецца за посным сталом. Страў на ім па традыцыі можа быць дванаццаць, у гонар дванаццаці апосталаў. Гэта можа быць, напрыклад, селядзец, аладкі з макам і абавязкова — куцця (ячневая каша з макам і мёдам). Пасля святочнага богаслужэння, раніцай 25 снежня, Хрыстова Нараджэнне святкуюць ужо з мяснымі стравамі.
— У чым духоўны сэнс Адвэнту?
— Адвэнт — гэта радаснае чаканне, час зазірнуць у сваю душу, засяродзіцца на духоўным баку жыцця. У наш час, на жаль, у чалавека нярэдка на гэта проста не застаецца часу. Нават перад Божым Нараджэннем: у магазінах, на вуліцах ужо ззяюць навагоднія агні, трэба рабіць закупы, стаяць у чэргах, выбіраць падарункі... Касцёл жа імкнецца заахвоціць вернікаў менавіта да духоўнага чакання, да працы над сабой, самаўдасканалення.
— А ў чым практычны, так бы мовіць, прыкладны аспект Адвэнту?
— Каталіцкі касцёл не разглядае сёння пост як абавязковае вырачэнне якіхсьці страў. Абмежаванне сябе ў ежы — гэта толькі дадатак да галоўнага. Значна больш важны пост духоўны, калі мы больш часу прысвячаем сваёй душы — малітве, разважанню, чытанню духоўнай літаратуры. Канешне, вельмі важна поўнасцю адмовіцца ў час Адвэнту ад алкагольных напояў і палення тытуню.
А ў цэлым Касцёл не можа і не хоча настойваць на нейкіх абмежаваннях чалавека: ён толькі прапануе. Традыцыйна ў Касцёле пятніца — посны дзень, калі вернікі адмаўляюцца ад мясных страў. Так адбываецца на працягу ўсяго года, бо Езус Хрыстус памёр менавіта ў пятніцу. У Адвэнце кожны чалавек можа выбраць сабе нейкі дадатковы дзень, калі ён будзе пасціцца: напрыклад, сераду ці суботу (субота — дзень, прысвечаны Найсвяцейшай Марыі Панне). Людзям старэйшага ўзросту неабавязкова пасціць, калі ім не дазваляе стан здароўя, таксама, як, напрыклад, Касцёл не раіць абмяжоўваць сябе ў ежы студэнту, які, калі не паесць, можа і прытомнасць страціць. Асцярожна трэба ставіцца да абмежаванняў і чалавеку, які займаецца цяжкай фізічнай працай, напрыклад працуе на заводзе. Такім людзям лепш выбраць іншы спосаб прытрымлівацца Адвэнту: больш часу праводзіць у малітве, больш сіл аддаць добрым учынкам, напрыклад, дапамагчы хворай суседцы ці наведаць дзіцячы дом, схадзіць да споведзі. Бо галоўнае ў час радаснага чакан-
ня  прыйсця Збавіцеля — адкрыць сваю душу, сваё сэрца для дабрыні і святла.
Каб пасярод навагодніх распрадаж мы ўсё ж памяталі, што ёсць і духоўныя каштоўнасці. І Бог стварыў нас, каб мы ўладарылі над матэрыяльнымі рэчамі, а не яны — над намі.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter