Ради Олимпиады штангисткам придется набрать вес

На помосте стало тесно

Чемпионаты Беларуси по тяжелой атлетике — мероприятия специфические. В олимпийский год — особенно. Ажиотажа здесь не то что не ждут — не приветствуют. Придавленные килограммами соперников и задерганные радетелями за чистоту мирового спорта штангисты наверняка бы предпочли, чтобы на пару–тройку месяцев о них вообще забыли. Мало ли что. Но забыть не получается. Более того, стартовавший в Гродно чемпионат страны имеет все шансы побить рекорды если не по заполняемости установленных в легкоатлетическом манеже трибун, то уж по накалу интриги точно. Виной тому — беспрецедентное для белорусской тяжелой атлетики несовпадение количества лицензий и тех, кто способен воспользоваться неименным билетом в Рио–де Жанейро.

Дарья Наумова.

У мужчин на шесть пропусков претендует десяток атлетов. Но претензии эти, во–первых, не равновесные, а во–вторых, «размазанные» сразу по нескольким категориям и потому серьезной головной боли тренерам не доставляющие. Разберутся. У девушек же — концентрированная интрига в чистом виде. Формально сборная Беларуси может выставить на Олимпиаду четырех спортсменок. Однако после чемпионата мира в Хьюстоне Международная федерация тяжелой атлетики объявила о положительных пробах ряда спортсменов, включая белорусов — Александра Венскеля и Анастасии Новиковой. И если в случае Венскеля проблема носит сугубо личный характер, то возможная дисквалификация Новиковой (пока спортсменка ждет результатов анализа пробы «Б») мало того что окажется пожизненной, так еще и сократит олимпийское представительство Беларуси. Квоты в тяжелой атлетике распределяются в соответствии с набранными на официальных турнирах зачетными очками, и аннулирование вклада Новиковой оставляет нашей сборной только три лицензии. А претендуют на них сразу пять спортсменок, причем все они выступают в одной весовой категории — 69 килограммов — и способны поднять приблизительно равные веса. Стоит ли уточнять, что главного тренера национальной команды — Валентина Короткина — атмосфера в женском коллективе настораживает:

Марина Шкерманкова.

— Распутать этот узел трудно. Нельзя, например, взять и назначить чемпионат Беларуси границей, после которой все должны распределиться по ранжиру. Конечно, этот старт многое должен прояснить, но после него до Олимпиады останется еще больше двух месяцев. Всякое может случиться, а ты уже «лишних» отбросил...

Разделить спортсменок непросто еще и потому, что одними поднятыми на тренировке или даже чемпионате Беларуси килограммами олимпийские перспективы не определяются. В женском спорте — особенно. Авторитет и опыт также весят немало, а в этих компонентах молодые Дарья Почобут, Анастасия Михаленко и Дарья Наумова явно уступают опытным Марине Шкерманковой и отпахавшей все четыре прошедших после лондонской Олимпиады года Дине Сазановец. Правда, относятся к этому дисбалансу по–разному.

Дарья Почобут и Валентин Короткин.

«Побеждает тот, кто сможет спокойно гнуть свою линию, наблюдая, как остальные грызутся и пытаются друг другу что–то доказать», — философски замечает завоевавшая серебро на недавнем чемпионате Европы Дарья Почобут. Михаленко же, за плечами которой, к слову, медаль юниорского чемпионата мира, конкуренцию старается и вовсе не замечать:

— Как и прежде, можем что–то обсудить с девчонками, посоветоваться... Пока еще никто не отказал, хотя порой есть ощущение, что опытные спортсменки на нас, молодежь, смотрят немного свысока. Для спорта это нормально: здесь каждый хочет стать первым, да и мне пока немного страшновато. Опыта–то, как ни крути, поменьше, а тут за Олимпиаду, считай, боремся. Но всю эту ситуацию с лицензиями мы лишний раз стараемся вообще не обсуждать. Бессмысленно. Да и к тому же вот решим мы здесь между собой, а те, кто поедет на Олимпиаду, выступят, допустим, неудачно. Как тогда быть?


Старожилы сборной на слова предпочитают не размениваться и дискуссий сторонятся, хотя с подругами–соперницами мило улыбаются и болтают «за жизнь» в перерывах. Однако по серьезности, с которой Шкерманкова и особенно Сазановец подходят к выполнению каждого упражнения, можно догадаться: без боя обжитые места в составе девушки уступать не намерены. Короткин в принципиальности разворачивающегося на его глазах сражения нисколько не сомневается:

Анастасия Михаленко.

— Конфликтов на почве конкуренции в команде нет, никто друг друга не сторонится, но напряженность, конечно, чувствуется. Тем более что и тренеры, понимая серьезность ситуации, стараются оградить своих подопечных от любых возможных неприятностей и потрясений. Буквально пылинки с них сдувают, на воду дуют. Любая мелочь может моментально раздуться до проблемы.


Впрочем, глобальная задача заключается все–таки в том, чтобы на Олимпиаду в категории до 69 килограммов поехали сильнейшие на тот момент спортсменки, и потому льготного режима Короткин не предусматривает ни для кого. Напоминая при этом про еще один немаловажный вопрос: что делать «третьей лишней»?

Эта задача выглядит не менее сложной, чем изначальный выбор трех из пяти. Регламент международных стартов подразумевает возможность участия в каждой весовой категории лишь двух спортсменок от каждой страны, и потому кому–то из белорусок придется менять собственный вес и круг соперниц буквально перед Играми, поднимаясь в категорию до 75 килограммов. По убеждению Валентина Короткина, в этом можно найти плюсы:

Дина Сазановец.

— Сам по себе набор килограммов — небольшая проблема. Все наши спортсменки имеют «тренировочный» вес в районе 71 кило. Более того, некоторым из девушек еще раньше предлагали перейти в более тяжелую категорию — сами отказались. Так что накинуть лишних 4 килограмма — небольшая проблема. К тому же при равенстве результатов в этом случае у спортсменок будет преимущество перед соперницами за счет меньшего собственного веса.

Девушки к такой перспективе относятся скептически. Улыбаются на вопрос о диетах и стремлении любой спортсменки даже в преддверии Олимпиады выглядеть максимально привлекательно. Но заверяют, что дело вовсе не во внешности:

— У каждого спортсмена есть категория, в которой ему комфортно. У каждой из нас это — до 69 килограммов. Конечно, в более тяжелой категории мы при прочих равных имели бы преимущество за счет более низкого собственного веса. Но ведь и поднимать пришлось бы гораздо больше. А начнешь сгонять, чтобы вписаться в более низкую категорию, — могут начаться травмы, упасть результат...

Вопросы, вопросы...

komashko@sb.by

P.S. Дилемма по выбору двух белорусок, которым в Рио предстоит выступать в весовой категории до 69 кг, должна разрешиться в пятницу, когда на помост проходящего в легкоатлетическом манеже гродненского стадиона «Неман» чемпионата страны выйдут все претендентки на поездку на Олимпиаду.

Советская Белоруссия № 98 (24980). Четверг, 26 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter