На полюсах

У белорусского биатлона раздвоение личности...

У белорусского биатлона раздвоение личности. К кульминации сезона — чемпионату мира в Ханты–Мансийске — мужская и женская сборные подходят с настроением и состоянием настолько разным, словно вовсе и не под одним флагом выступают.


Принцип выживания


«Вы не пишите, что я главный тренер, — настоятельно просит Юрий Альберс. — Официально это нигде не прозвучало, но фактически меня понизили». В голосе Юрия Юрьевича разочарование: на чемпионат мира в Ханты–Мансийск вверенная ему в начале года мужская команда отправляется с настроением, которому не поможет даже яркое весеннее солнце. После восьми этапов Кубка мира лучший в составе сборной — Евгений Абраменко — расположился на 54–й позиции в общем зачете, призер Ванкувера Сергей Новиков — в девятом десятке, остальные же к главному старту сезона и вовсе подходят с «баранками»...


— Как, скажите, можно назвать успешным такое выступление? — вздыхает тренер. — А результаты Новикова на американских этапах, куда Сергей вдобавок ко всему отправился еще и простуженным? Он уже в Антхольце эстафету полубольной бежал, а перед отлетом в Преск–Айл провел лишь одну тренировку.


— Так, возможно, не стоило отсылать в Америку спортсмена, который априори не мог показать ничего путного?


— Что теперь говорить? Тем более что все было запланировано, билеты куплены... Это ведь тоже деньги. К тому же у нас просто катастрофическая ситуация с квотами на следующий сезон, и если бы Новиков не бежал в Преск–Айле и Форт–Кенте, то их количество нам точно урезали бы до трех, а то и до двух человек.


— Показанные Новиковым результаты спасли квоту?


— В Кубке наций мы сейчас идем на 15–м месте. То есть пока «укладываемся». Но у поляков, которые находятся строчкой ниже, мы выигрываем всего 16 очков. Точки здесь расставят чемпионат мира и следующий за ним последний кубковый этап в Холменколлене.


— Ожидали, что сезон для мужской команды сложится настолько неудачно и на его излете думать придется не о победах, а о выживании?


— Даже мысли об этом не допускал. Более того: я был уверен, что команда будет прогрессировать. В десятку Кубка наций мы точно должны были попадать. Об этом, кстати, говорили и результаты обследований, которые проводили в августе и сентябре. Почему не получилось? Много причин. «Скамейка запасных», которой у нас просто нет. Рассчитывали, что команду усилит экс–россиянин Александр Бабчин, выигравший чемпионат Беларуси, но из–за позиции российской стороны он сможет приступить к тренировкам в составе белорусской сборной лишь с августа. По Новикову тоже вопросы... Понятно, что он не мог два сезона провести на одинаково высоком уровне, но и такого мы не ждали. Ведь даже стрельба, которая всегда была его козырем, не идет...


— Все чаще приходится сталкиваться с мнениями о том, что, дескать, Новиков уже «закончился»... Что скажете?


— Я бы не спешил вешать такие ярлыки. Вы представьте его ситуацию. Мало того, что сразу после Олимпиады ему начали отовсюду твердить, что, дескать, его медаль — случайность, так еще начались и всякие торжественные мероприятия, презентации... Это все сложно выдержать. Нынешние неудачи Сергей принимает очень близко к сердцу.


— В Ханты–Мансийске, понятное дело, выступит не только Новиков...


— Да, кроме Сергея, на чемпионат мира поедут Евгений Абраменко, Владимир Чепелин и Владимир Аленишко. Пятый, запасной, будет назван по итогам проходящего сейчас чемпионата Европы.


Женское счастье


В отличие от мужчин наши девушки пребывают в настроении боевом и солнечном. За плечами — шесть кубковых пьедесталов Дарьи Домрачевой, прозрачно намекающие, что в Ханты–Мансийск она едет не на оленей любоваться. Как, впрочем, и ее партнерши по команде.


— Я еще перед началом сезона говорил, что никого к чемпионату мира «подводить» не будем, — вспоминает старший тренер женской команды Андриан Цыбульский. — Мы распределили силы на весь сезон, на протяжении которого каждая из спортсменок выполняет свою задачу. Кому–то, как, например, Даше Домрачевой, нужно отдохнуть после Олимпиады, кого–то нужно просмотреть с прицелом на будущее, кто–то должен проверить способность выдерживать соревновательную нагрузку.


— Но все это не мешает команде демонстрировать весьма неплохие результаты...


— Это относительный показатель. После Олимпиады многие сборные ушли в тень, лидеры отдыхают, снижают нагрузки. Нет той конкуренции, которая была, к примеру, год назад. Вместе с тем и Дарья Домрачева уже настолько закрепилась в элите биатлона, что постоянно претендует на победу. Да и Люда Калинчик с Надей Скардино подтянулись поближе. А вот с Надеждой Писаревой, например, мы в этом году вообще никаких надежд не связывали. Минувший сезон она пропустила из–за травмы, поэтому проверили ее и, чтобы не рисковать будущим, дали передышку на время американских этапов.


— Но на чемпионат мира она поедет?


— Конечно. Она, правда, немного подрастеряла форму, но к чемпионату мира, думаю, наверстает. Но я повторяю: у нас нет сейчас цели давать результат любой ценой. Чтобы гарантированно хорошо выступить на ключевом старте сезона, нужно чем–то жертвовать, пропускать какие–то этапы, где–то «приглушить» форму. Хотя, конечно, мы будем стараться выступить максимально хорошо, и от медали, думаю, никто не откажется.


— Например, в эстафете: кубковый сезон показал, что у нас складывается неплохая четверка...


— Эстафета сейчас очень непредсказуема. Вы же видите: есть очень много сильных и практически равных по силам сборных. Впрочем, я не скрываю, что мы стремимся к тому, чтобы стабильно претендовать на медали в эстафете, и рано или поздно этого добьемся.


— Кто летит в Ханты–Мансийск?


— Домрачева, Скардино, Калинчик, Писарева и две запасные — Ольга Назарова и юниорка Ирина Кривко. Все это было спланировано заранее, билеты куплены, и потому что–то менять сложно. Да и нет смысла везти туда бывших лыжниц Нафранович или Дуборезову, которые пока еще очень нестабильны на стрельбище и которым гораздо полезнее пробежать на Универсиаде или чемпионате Европы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter