На поклон к святым мощам

Что стоит за этой благочестивой традицией? На этот и другие вопросы отвечает преподаватель Института теологии Белгосуниверситета кандидат богословия протоиерей Сергий ГОРДУН.

— Отец Сергий, вот уже четвертый раз за последние годы в Беларусь прибывает великая святыня из горы Афон — мощи прославленного угодника Божьего. До сих пор нашу страну “посетили своими мощами”, по выражению митрополита Филарета, святой апостол Андрей Первозванный, преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, великий пророк, предтеча и креститель Господень Иоанн. Можно сказать, что это уже стало традицией благодаря российскому Фонду Андрея Первозванного. В чем духовный смысл этой новой для нашего общества формы выражения религиозных чувств?
— Почитание святых мощей имеет глубокое библейское основание. В Первом послании к коринфянам (Новый Завет) апостол Павел говорит о том, что тело христианина — это храм Божий, храм Духа Святого, который живет в нас. Что это значит? Когда христианин исповедуется и принимает святое Причастие, вместе с Телом и Кровью Христовой из Чаши ему подается Божественная благодать, и поэтому такого человека можно назвать вместилищем Духа Святого. Так вот, если это истина по отношению к любому христианину, то тем более это относится к святому. Ведь он в большей мере, чем другие христиане, воплотил в себе идеал христианской жизни, а значит, получил и большую благодать от Бога. И вот через его мощи Господу иногда угодно оказывать милость другим людям — может быть, с той целью, чтобы привлечь внимание к образу жизни святого. В Священном Писании есть совершенно четкие указания на особые свойства останков умерших праведников. Например, в Четвертой книге царств (глава 13, стихи 20—21) рассказывается о том, что через год после смерти пророка Елисея в той местности хоронили одного человека и не успели для него подготовить могилу, поскольку наступали вражьи полчища. Второпях “бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои”.
Почитание святых мощей возникло с самого начала христианства. Причем Господь прославляет разных угодников разными способами. Нельзя сказать, что нетление тела — это обязательный  признак святости. Есть такие святые, мощи которых истлели, но по молитве к ним — на могиле или необязательно на могиле — все равно происходят чудеса. Кстати, любые чудеса всегда творятся силой Божией, даже когда призываются имена святых и Божией Матери. В то же время и нетленные останки — не обязательный признак святости. Когда готовится канонизация, то учитывается множество факторов: кроме наличия мощей, также достоверные свидетельства о явлениях души праведника, случаи его чудесной помощи, воспоминания об этом человеке его окружения и так далее. 
— Что для вас самое привлекательное в образе святого апостола Луки,  чьи мощи уже прибыли со святой горы Афон в Россию и которым  верующие Беларуси смогут поклониться с 8 по 12 июля?
— Его разносторонность. Святой Лука происходил из просвещенной греческой интеллигенции, хотя родился в Сирии, и имел много дарований. В 62-63-м году от Рождества Христова он написал самое подробное из четырех Евангелий, советуясь с апостолом Павлом, причем написал в очень хорошем стиле и логичнее всех евангелистов выразил идею универсальности спасения: для всех людей и всех народов мира. То есть вселенское значение искупительной проповеди Христа и вселенское предназначение Евангельской проповеди. Кроме того, он написал первую книгу по истории Церкви и христианства — “Книгу деяний  святых апостолов”, а также стал родоначальником иконописи. В Священном Писании об этом его занятии ничего не говорится, но церковное предание до нас доносит, что именно его кисти принадлежат первые образы Божией Матери, которые он показывал Богородице. Она не запретила этот вид искусства, наоборот, благословила словами “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”. Считается, что святой евангелист Лука написал около 70 икон, в том числе и самую известную богородичную икону православного мира — Владимирскую, которая находится в Москве в Третьяковской галерее, а также Минскую (в нашем Свято-Духовом кафедральном соборе), Смоленскую, Корсуньскую и многие другие. Есть такое мнение, что первая икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла — тоже его работы.
Лука входил в число 70-ти апостолов Христа, которые были посланы Им проповедовать христианство. После своего воскресения Христос явился ему и святому Клеопе, с которым они вместе шли в город Еммаус, и разговаривал с ними. Значит, они были Его достойными учениками. Скончался апостол Лука 84 лет от роду мученической смертью — его повесили на оливковом дереве за проповедь христианства через некоторое время после казни апостолов Петра и Павла...
— Имеет ли значение то обстоятельство, что апостол Лука по своей профессии был врачом? С точки зрения возможности получить исцеление...
— Я думаю, имеет. Здесь такая логика. Если еще при жизни тот или иной святой занимался определенным видом деятельности, то он вряд ли потеряет склонность к ней, находясь уже в мире Горнем. Душа ведь у него осталась та же, что и была, с теми же наклонностями.
— Обычно священники болезненно относятся к тому, что в огромных очередях к святым мощам большинство людей стоит за исцелением... Есть ли в этом что-то предосудительное?
— Не думаю. Но вообще-то я назвал бы предосудительным такое поведение человека, когда он приходит в храм и спрашивает, где мне поставить свечку, какую службу заказать, чтобы решить такую-то конкретную проблему. От механического прикосновения к чему-то или от того, что ты заплатишь деньги за церковную службу, твоя проблема не решится. Чтобы она решилась, нужно сделать нечто иное — со всей искренностью и при полном сознании лично обратиться к Богу, Божией Матери, угоднику Божиему. И, оценив твою готовность жить по-христиански, в ответ на твою молитву, твою веру Господь может оказать тебе какую-то милость, в том числе и милость исцеления. Здесь неуместны ни отношения купли-продажи, ни упование на магию действия — вот, я буду постоянно произносить какую-то молитву, и она будет действовать во мне автоматически.
— Как правильно тогда поклониться святым мощам, чтобы это не было потребительским отношением?
— Перед тем как идти к мощам великого святого евангелиста Луки, хорошо бы прочитать его Евангелие, Книгу деяний святых апостолов и составить представление об этой святой личности. А подходить к мощам святого нужно, как и к любой святыне: с благоговением, молитвой, верой. Два раза крестимся, осеняем себя крестным знамением, прикладываемся и отходим, чтобы не мешать другим, а потом крестимся третий раз. Иногда мощи поднимают высоко — делают как бы арку, под которой течет нескончаемая человеческая река. В этом случае, проходя под мощами, крестимся и мысленно обращаемся к святому с молитвой: можно своими словами, можно по-церковному “Святый апостоле евангелисте Луко, моли Бога о нас!” С полным сознанием происходящего и сознанием своей ответственности, поскольку любое прикосновение к святыне, как и любое паломничество, обязывают нас становиться лучше.
     — Если человек не имеет денег, чтобы опустить их в церковную скарбонку, он получит исцеление?
      — Конечно, может получить, если он имеет искреннее благочестие и искреннюю веру. В православной церкви никогда не ставилось такое условие, что для получения исцеления необходимо что-то заплатить. Да, миряне должны поддерживать материально нашу церковь, поскольку она существует только на пожертвования: священнослужители не получают зарплату от государства, на ремонтные работы в храмах и на их строительство постоянно нужны средства. Но в то же время денежный вопрос — вопрос совести человека, никто за этим не следит. И вообще Господь творит чудеса по вере, а не по расчету.
— Как быть женщинам, у которых критические дни, а очень хочется приложиться к святыне, поскольку другого такого случая не представится?
— Можно подойти, перекреститься, поклониться, но не прикасаться к ковчегу. Это будет выражением такого же благоговения и такой же веры. В храм женщине в такие дни можно заходить: молиться, подавать записки, петь в церковном хоре. Нельзя только прикладываться к иконам и кресту, исповедоваться и причащаться.
— Если человек после поклонения мощам получил от святого помощь, почувствовал участие чего-то высшего в своей судьбе, что он должен дальше сделать?
— Возблагодарить Бога и святого угодника Божьего. Так, как он считает нужным, но один из вариантов — это заказать благодарственный молебен, на котором он непременно должен присутствовать и молиться от всей души. А не заплатить деньги и уйти, чтобы другие молились.
— А если он ничего не почувствовал?
— Нельзя тогда себя “накручивать”, что вот я, наверное, конченный человек. Да, сознание своей греховности должно быть присуще каждому из нас, но при этом нужно помнить, что Господь нас любит и неидеальных. Может, просто не пришло еще наше время — получить ответ от Бога на молитву. Лучше в этом случае подумать, что я могу еще сделать для Господа и для ближнего. К тому же, если я ничего не почувствовал, это не значит, что я ничего не получил... Если я пришел с искренней молитвой, то обязательно что-то получил. Не все имеет в этом мире видимое выражение.
— Разрешается ли вход в православный храм людям других вероисповеданий или атеистам? По такому случаю и по другим?
— Любому человеку дается право зайти в любой православный храм независимо от его отношения к религии, лишь бы он там никому не мешал. Проще всего с католиками — они тоже почитают святые мощи и тоже верят в их целительную силу. Это абсолютная неправда, что некрещеному человеку, атеисту, мусульманину, иудею или свидетелю Иеговы запрещено заходить в православный храм. Они могут обратиться к Богу в нашем храме так, как они умеют, или просто постоять, подумать о своем, не крестясь и не молясь, при желании могут поцеловать икону или крест. Если найдется бабушка, которая начнет выгонять из храма инославного, то она превышает свои полномочия. Попадись она только на глаза настоятелю...  Но другой раз бабушки учат людей креститься из добрых побуждений, просто по-человечески не обладая необходимым тактом. Если с кем случится подобное недоразумение, прошу всех нас, православных, простить за эту бабушку. Не слушайте ее, оставайтесь, а для получения моральной поддержки обратитесь к священнику. Единственное, что запрещено в этой ситуации неправославному, — это причащаться из Чаши в таинстве святой Евхаристии. Однако ему может быть интересно постоять и посмотреть, как причащаются другие.
Люди другой веры или неверующие могут рассматривать православный храм как культурное учреждение, в котором красивое пение, постоянно действующая выставка произведений искусства. И при этом осторожно поискать “локатором” своей души: а не почувствует ли она здесь еще что-то очень важное, кроме красоты?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter