Утро. Вокзал. Перрон
В первый рейс поезд отправился с Белорусского вокзала Москвы в октябре 2020-го. За это время он побывал в 38 городах России и принял более 92 тысяч посетителей. В год 80-летия начала Великой Отечественной войны познакомиться с экспозицией музея на колесах смогут и жители Беларуси: состав будет курсировать по территории страны до 28 июня. И первая остановка – Минск.В город состав пришел рано утром. На перроне в числе тех, кто встречает поезд, – Дарья Вишняк и Надежда Есмуханова. Узнав, что передвижной музей приедет в наши края, работницы станции Минск-Сортировочный решили, что должны обязательно его увидеть. К важному событию подготовились: отыскали гимнастерки, юбки и головные уборы – точно такие, какие были у их сверстниц в 1940-х:
– Наши прадеды участвовали в Великой Отечественной войне. И мы, наследники поколения победителей, должны помнить о каждом человеке, сражавшемся с врагом. Именно поэтому мы сегодня здесь.
На фоне других составов «Поезд Победы» заметно отличается: его внешнюю обшивку украшают фронтовые фотографии. В передвижной музей заходят только небольшими группами: во-первых, с целью профилактики коронавируса, во-вторых, для комфорта посетителей, ведь свободного пространства внутри не так уж и много. Пока дожидаемся своей очереди, интересуемся у тех, кто уже видел экспозицию, как выглядит «Поезд Победы» внутри. Студентка Белорусского государственного университета Наталья Казычка вместе с другими ребятами из Республиканского волонтерского центра еще до открытия прогулялась по вагонам и уверяет, что ничего подобного до этого не видела:
– В «Поезде Победы» много интерактивных поверхностей. Мы, волонтеры, объясняем посетителям, как их активировать. Сложно описать словами эмоции, которые испытываешь. Даже сейчас вспоминаю некоторые экспонаты – и мурашки бегут по коже. Место с невероятной энергетикой, в каждом вагоне чувствуешь дрожь в коленях.
Скромная попутчица Лида
На входе в музей волонтеры раздают аудиогид. На протяжении всей экскурсии посетителей сопровождает голос девушки Лидии, который звучит из наушников. Ее рассказ основан на воспоминаниях машинистки локомотивного депо Гомеля Елены Чухнюк, которая водила эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта и всю войну видела из окна поезда.Слышится гудок отправления состава – экскурсия в прошлое начинается. Переступая порог первого вагона, переносимся в июнь 1941-го, за несколько дней до войны. За окном мирная жизнь – городской вокзал, солнечный летний день. Пассажиры плацкарта – люди разных возрастов и профессий. Здесь и компания веселых моряков, и туристы, и крестьяне. Как сложилась дальнейшая судьба этих непохожих попутчиков, можно лишь предположить, известно одно: следующие четыре года изменят их жизнь навсегда.
Делаем пару шагов, и тишину разрывают звуки неутихающих пулеметных очередей и взрывающихся снарядов, от грохота которых хочется закрыть уши руками, – это локация, посвященная обороне Брестской крепости. В следующем вагоне на календаре октябрь 1941-го. В это время Лида была машинистом в подмосковном поезде, продолжает монолог голос в наушниках:
– Как же все изменилось за несколько месяцев. Теперь вместо удочек и лыж в руках у пассажиров винтовки. Помню, как курсантам-первогодкам выдавали солдатские медальоны – маленькие такие пенальчики с бланками. Политрук объяснял, как их заполнять: фамилия, имя, звание, адрес семьи – это чтобы, когда убьют, знали, куда похоронку слать.
Полное погружение
В каждом вагоне – всего их девять – разные инсталляции. В санитарном молодая медсестра с ложки кормит овсяной кашей раненого бойца, в штабном – генерал-лейтенант Константин Рокоссовский вынашивает план по уничтожению врага. Концлагерь – самая страшная часть выставки. Товарный состав, предназначенный для перевозки скота, до отказа наполнен военнопленными. В углу вагона – груда обуви, в ней грубые мужские кирзовые сапоги, элегантные женские туфли и крошечные детские сандалии – захватчики не щадили никого.Театральный свет, вибродинамики, реквизит – благодаря этому в «Поезде Победы» ощущаешь полное погружение в эпоху. Антураж дополняют и 5D-эффекты. Следом за старшеклассницей Ариной Ковалевой входим в банно-прачечный вагон. С ходу нас обдает паром, а в воздухе витает аромат распаренного дубового веника. Школьница жадно вдыхает запах и резюмирует: как в настоящей бане.
Остановившийся в паре метров от Арины выпускник школы Роман Усс тоже не скрывает эмоций:
– Все настолько реалистично, что приходится внимательно всматриваться повсюду, чтобы понять – перед тобой экспонат. Не думал, что из глины можно сделать копию человека, детально проработав каждую морщинку, мимику и жесты.
Цифры «ЗН»
♦ девять экспозиционных вагонов;
♦ 400 м2 декораций;
♦ 800 килограммов пластилина и скульптурной глины;
♦ 400 кистей;
♦ 200 литров краски для художественной росписи;
♦ 3000 метров металлического профиля в каркасах декораций и фигур;
♦ 1000 м2 фанеры;
♦ 150 скульптур и столько же комплектов одежды;
♦ более 4000 тысяч единиц реквизита.
Кстати
До 17 июня «Поезд Победы» пробудет в Витебске, 18 июня сделает остановку в Полоцке, 19–20 июня – в Гродно. В Брест передвижная экспозиция приедет 21 июня и задержится до 24-го, для жителей Гомеля она будет доступна 25–26 июня. Завершит свой маршрут по стране музей на колесах в Могилеве, где пробудет с 27 по 28 июня.
Сказано
Заместитель Главы Администрации Президента Игорь Луцкий:
– Нет слов. Я через весь состав прошел молча, но внутри меня эмоции зашкаливают. Это должен видеть каждый. Война оставила след практически в истории каждой белорусской семьи. Мы потеряли каждого третьего и никогда не забудем этого. Сегодня наш священный долг – сохранить историческую правду, память о победе над нацизмом и передать ее будущим поколениям. Правда заключается именно в том, что народы Советского Союза внесли решающий вклад в разгром фашизма и спасли мир от коричневой чумы, что бы ни говорили нынешние ревизионисты истории, поднимающие сейчас голову во всех странах.
shestakevich@sb.by