На ПМЖ в страну дураков

На счету минского мошенника, прозванного Гипнотизером, — десятки жертв
На счету минского мошенника, прозванного Гипнотизером, — десятки жертв

Недавно прессу Кишинева буквально захлестнул вал публикаций о мошеннике–«гипнотизере». Жертвы — кассиры обменных пунктов — в один голос твердили: «Пришел, увидел, околдовал». За неделю проходимец «наворожил» на 30 тысяч долларов и как в воду канул. Сотрудникам кишиневских правоохранительных органов задержать злоумышленника по горячим следам не удалось. Их минским коллегам повезло больше. Местный последователь молдавского «фокусника», прославившийся десятками всевозможных «чудес», как ни ловчил, попал–таки на скамью подсудимых. Следствие, предшествовавшее суду, установило причастность прохиндея к 63 (!) криминальным эпизодам.

Темные страсти

Как стать миллионером? Помнится, рецепт чудесного превращения 3 — 4 года назад предлагали все кому не лень. «Трудоустройство за рубежом» стало самым распространенным видом лохотрона. Хитрый на выдумку Николай Золь поставил дело вербовки доверчивых граждан на широкую ногу. Выложив радетелю кругленькую сумму, кандидаты в избранники судьбы, полные радужных надежд, отправлялись в Германию, где их якобы ждал с распростертыми объятиями работодатель. По прибытии белорусы, помыкавшись по липовым адресам, в лучшем случае ни солоно хлебавши возвращались восвояси, в худшем — пополняли армию тамошних бродяг. Господин Золь, зафрахтовав очередную партию гастарбайтеров, предусмотрительно менял «офис». А во многих случаях фиктивные договоры подписывались прямо на улице, там же производился и расчет за «посреднические услуги». Однако, несмотря на строгую конспирацию, мошенника все же вычислили и привлекли к ответственности.

Оттрубив срок, Золь первым делом задумался о новом поле деятельности. Хотя авантюрист и отдавал предпочтение страстям темным, в душе его, без всякого сомнения, жил артист. Вояж по обменным пунктам стал лебединой песней мошенника со стажем. «Юный возраст, застенчивый взгляд — то, что нужно», — отметил про себя искатель наивных сердец, высмотрев потенциальную жертву в окошке обменника, и принялся плести свою паутину.

— Добрый день, я от вашего начальника, — с места в карьер рванул визитер.

— Начальницы, — на свою голову поправила кассир. — Вы, видно, Наталью Сергеевну имеете в виду?

— Именно ее, я у вас новенький, вот и запамятовал имя–отчество, — расплылся в улыбке мужчина, внешность которого не таила в себе никаких угроз: небольшой рост, некрупные вполне правильные черты лица, приличный костюм. Ну разве о таком что-то худое подумаешь?

Слово за слово, и «посыльный» выпытал все данные Натальи Сергеевны, включая телефон. Сделав вид, что мило общается с начальницей по мобильнику, Золь предложил кассиру лично выслушать распоряжение патронессы. Обомлевшая барышня, испугавшись гнева строгой Натальи Сергеевны, тут же подчинилась ее «доверенному лицу» и выложила всю «наличку» — 8 тысяч 800 долларов. Вспоминая детали происшествия в кабинете у следователя, сквозь слезы бедняжка призналась: «Была будто сама не своя, опомнилась лишь через минут пять после ухода незнакомца».

Ария «ответственного работника»

За день автор новой версии «поля чудес» мог обойти с десяток обменников. В большинстве случаев арию «ответственного работника» прерывали еще в первом акте: дескать, не заговаривайте зубы, уважаемый. Золь слов впустую в самом деле не тратил, а потому мгновенно ретировался от греха подальше. Тем не менее поиски очередной слушательницы оказались в конечном итоге успешными. Будучи натурой творческой, мошенник время от времени обогащал «репертуар». Перед кассиром обменного пункта крупного городского универмага он предстал в качестве сотрудника магазина.

— Выручите, голубушка, — задушевный голос просителя звучал располагающе. — Мы, можно сказать, коллеги, каждый день мимо вашего окошечка хожу на работу, войдите в положение, срочно нужно сбросить доллары.

Работница банка, словно во сне, выложила просителю 4 миллиона рублей в обмен на... «большое спасибо». В третий раз, погрев руки на чужих проблемах (все кассиры, «обработанные» Золем, лишились работы), проходимец разбогател на пять миллионов рублей. Был зафиксирован и четвертый случай «гипноза». Почерк совпадал один к одному. Однако опознали «гипнотизера» лишь три потерпевшие, четвертая решительно ответила: «Не он». Возможно, побоялась лишний раз прогневить человека, в мгновение ока усыпившего ее разум.

По мнению заместителя начальника отдела расследования преступлений против жизни, здоровья и собственности граждан СУ ПР ГУВД Мингорисполкома Михаила Мигно, Золь едва ли пускал в ход гипнотические способности, вместе с тем психолог он, как и все мошенники, в самом деле тонкий. Существует масса психотехник, направленных на подавление воли человека. Специалисты в области психотерапии отмечают: имеет значение тембр голоса, скорость и стилистика речи. Действуют эти приемы в первую очередь на внушаемых и нерешительных людей. Однако наивно полагать, что нас «гипнотизируют» против нашего желания. Подсознательно жертва, если можно так сказать, сама дает разрешение на подобного рода процедуры. Впрочем, обаяние Золя и вправду было удивительно велико: на введенных в транс кассирах перечень попавшихся на его удочку простаков не заканчивается.

Финал лицедея

Между представлениями возле обменных пунктов, во время которых удача могла сопутствовать, а могла и изменить, Золь вместе с подручными Андреем Терещуком и Сергеем Петровым промышлял торговлей фальшивой пропиской. Занятие это, несомненно, менее творческое, но доход приносило стабильный. От желающих «зацепиться» в Минске, в основном выпускников вузов, отбоя не было. К тому же с Золем приятно было иметь дело: он охотно делал скидки на «услугу». При средней стоимости прописки по объявлению 400 долларов махинатор за счет больших оборотов уступал заветный штамп за 200 — 300. В свое время Золь, вероятно, подумывавший о расширении «специализации», обзавелся несколькими номерами мобильных телефонов, зарегистрированными на подставных лиц, и поддельным паспортом.

Документ мошенник стащил у одного из «клиентов», студента минского вуза, поверившего в его россказни о перспективах зарубежного трудоустройства. Вклеил на нужную страничку свою фотографию (эксперты отметили: подделка высокого качества) и стал Гревцом да еще умудрился содрать с бедолаги за фальшивое обещание 300 долларов. Ничего удивительного, манипулятор Золь искусный. Среди вереницы обведенных вокруг пальца людей, проходивших по нынешнему уголовному делу потерпевшими, есть бывший гастарбайтер–неудачник. И что бы вы думали, будучи обманутым единожды, глупец вновь купился на «соловьиные трели» талантливого проходимца и выложил ему 500 долларов на «развитие совместного бизнеса».

На прописке Гревца, обитавшего в общежитии на улице Карбышева, Золь нажил целое состояние. Раздобыв клише штампов, он открыл собственный «паспортный стол» и прописывал безадресный люд направо и налево. Счастливые обладатели заштампованных паспортов и не догадывались, сколько человек делят между собой скромные студенческие метры. Впоследствии «прописанные» свидетельствовали: Золь выглядел весьма убедительно, ему невозможно было не поверить. Процесс околпачивания легковерных граждан длился до тех пор, пока наконец одному из новоиспеченных минчан не захотелось взглянуть на место своего жительства. После беседы с комендантом общежития «жилец» прямиком отправился в милицию.

Показания настоящего Гревца вывели оперативников на след Золя. О количестве жертв сотрудники угрозыска получили представление по вороху адресных листков убытия (подпольный архив хранился в специально снятом для этого частном доме в одном из удаленных от Минска райцентров).

На допросах у следователя сыпавший перед потенциальными жертвами словесными россыпями мошенник был на удивление лаконичен. Понимал: каждое неосторожное слово может обернуться лишними месяцами, а то и годами неволи. Тем не менее доказательств виновности «лицедея» оказалось более чем достаточно. В результате суд первой инстанции приговорил Золя к 8 с половиной годам лишения свободы, а его подручного Терещука — к 5 с половиной. Петров, почуяв неладное, успел улизнуть. Хочется надеяться, бегать ему недолго.

Впрочем, было бы верхом глупости полагать, что с золями покончено. Объявлений «Пропишу недорого и быстро!» в разного рода рекламных изданиях пруд пруди. На днях провела эксперимент. Трижды в течение недели позвонила по одному и тому же номеру, всякий раз представляясь по–новому. Результат? Неизвестный благодетель не отказал ни одному из разыгранных мной персонажей. Как говорится, делайте выводы, господа.

Справка «СБ»

В прошлом году совершено 7 тысяч 52 мошенничества, за полгода нынешнего — 3 тысячи 764.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter