Почему наши бизнесмены не стремятся открывать платные пляжи?

На пляже не все включено

Прохладное лето 2017–го не располагает к пляжному отдыху. Тем более что, кроме как солнцем и водой, нашим пляжам особо нечем завлекать отдыхающих. Отпускники с большим удовольствием едут в Палангу, Юрмалу, Одессу, где пока ненамного теплее, чем, к примеру, в Гомеле. В Гомельской области есть 33 коммунальных пляжа, но что они могут предложить, кроме грибка, раздевалки, лотка с мороженым и спасателя? Корреспондент «СБ» побывал на самом южном областном пляже страны, где в прошлом году успешно работал первый платный сектор, но потом все же закрылся.


Гомельский центральный пляж — одно из лучших мест отдыха в стране. Несколько километров белого песочка. Проточная вода. За спиной зеленая зона со спортплощадками, теневыми конструкциями, через мост — старинный парк и городской исторический центр. С мая по сентябрь в Гомеле обычно от 25 до 35 градусов тепла. Этим летом температурные показатели ниже, но люди все равно есть.

В прошлом году здесь открылся первый в регионе платный пляж. Все, как на теплых морях: лежаки, батуты, летнее кафе, забор в сеточку. В 2016–м он не пустовал. Коммерческий принцип простой — взрослые бесплатно (без шезлонгов), малыши — за деньги. Для них в детской зоне — аниматор. Коллективные игры — время отдыха родителей.

Для новинки был выделен участок, выставлен на аукцион. Аренда на 5 лет. Стоимость одного арендованного «квадрата» — 6,5 доллара. Проект назвали пилотным. Таким он и остался, потому что закрылся. Арендатор Виталий Дробышевский до сих пор не понимает, что не понравилось отдельным посетителям:

— У нас было много задумок: пенные вечеринки, танцы, мини–шоу. Мы подсчитали, что срок окупаемости проекта — 2 — 3 года. Самое главное — детский отдых. Было много народа. Однако не всем гомельчанам наш пляж пришелся по душе. Пошли различные жалобы во властные структуры. По итогам прошлого сезона мы решили, что нервотрепка не стоит тех доходов. В итоге от платной зоны осталось только пляжное кафе. Песок — для посетителей бесплатный, хотя мы отдаем деньги за всю территорию по договору аренды.

Так что все изыски и комфорт на песочке опять ложатся только на плечи бюджета. Глава администрации Центрального района Гомеля Андрей Горбачев перечисляет удобства для отдыхающих:

— Созданы площадки для выездной торговли с подводом коммуникаций, открыт пункт проката инвентаря. Уверен, как только станет жарче, увеличится количество посетителей и услуг от предпринимателей. Спрос рождает предложение. Стоит отметить, что у нас в районе много водоемов. В том году открыты два пляжа на Волотовском озере, сейчас ведутся работы для нового пляжа Мельников луг. Главная задача власти — создать условия для безопасного и комфортного отдыха, а бизнес обязательно придет туда, где будет поток отдыхающих.

Бывший платный пляж пустует.

Туристический потенциал нашей страны, как известно, довольно значителен: около полутысячи санаторно–курортных и оздоровительных центров, чуть больше отелей и гостиниц, свыше 2 тысяч агроусадеб, домики охотника, стоянки под кемпинги. Плюс более 200 официальных пляжей. Платные зоны отдыха могли бы стать изюминкой.

Гомельский бизнесмен Виталий Филинский в силу своей деятельности (работа на рынках рекламы и аренды) непосредственно видит, с чем сталкивается сезонный бизнес:

— Дело не в погоде. На Балтийском море погода намного хуже, чем на юге Беларуси. Но там работает разнообразнейший сервис — от пляжных ресторанчиков до продажи вкуснейших драников с различными соусами прямо на улице. Попробуйте у нас открыть на лето точку по продаже домашних пирожков или паб в пляжной зоне! За лето не успеете оформить даже документы. Если все получится, примете посетителей только на следующий год. Вот вам и скорость обращения капитала. Кто с этим хочет связываться? Сейчас, как известно, наложен мораторий на проверки бизнеса. Нужен второй шаг — возможность в трехдневный срок его не только зарегистрировать, а запустить.

Сезонный бизнес как самый простой — лишь лакмусовая бумажка раскрепощения деловой инициативы во всех сферах. В Китае бизнес дает до 60% ВВП, в Польше — 70%, у нас пока до 30%. Это низкий показатель. А ведь именно бизнес — путь к эффективному трудоустройству. Порой — всей семьи. Почему бы, к примеру, молодой семье вместе с родителями не взять в аренду кусочек пляжа? Папа жарит шашлыки, мама разливает квас, супруга — аниматор, хозяин — продает билеты на вход. В теории — красиво. В реальности пока не получается...

Справка «СБ»


На всех коммунальных пляжах страны работают спасатели ОСВОДа. В 2016 году были самые низкие цифры по количеству утонувших за всю историю наблюдений. Сегодня ситуация близка к прошлогодней — по всей стране утонуло 99 человек, из них 7 несовершеннолетних. Спасен — 81. В основном трагедии происходят на необорудованных водоемах, где нет спасателей. Чаще всего люди гибнут в состоянии алкогольного опьянения.

sb_gomel@mail.ru

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter