Почему пластиковые бутылки не идут в переработку

На ПЭТ управы нет

Недавно «СБ» поднимала вопрос о проблемах, связанных с переработкой пластиковых цветов, тонны которых ежегодно скапливаются на кладбищах с наступлением весны («Цветы живые и мертвые», номер за 8 апреля). Между тем с приходом теплого сезона ситуация с утилизацией мусора обостряется еще и из–за пустых пластиковых бутылок от всякого рода напитков. Ежегодно потребители сладкой газировки, минеральной и питьевой воды, пива, молочки выбрасывают около 40 тысяч тонн использованной тары. Увы, лишь чуть больше трети возвращается в переработку. Остальное отправляется на полигоны или остается на свалках в лесах и у дачных поселков. А ведь такой мусор — деньги под ногами.

Фото  foodbev.com

У людей ответственных вариантов немного — выбросить ПЭТ–бутылку в специальный контейнер или сдать в пункт приема. К слову, сами контейнеры для сбора вторсырья вызывают вопросы. Сейчас в Минске установлено чуть больше 2000 закрытых оцинкованных емкостей с круглыми отверстиями. Но пользоваться такими нравится далеко не всем: жильцы жалуются, что на сортировку нужно тратить слишком много времени, а отправить в контейнер весь пластик скопом не выйдет — крышку не поднять, мешает замок. Порой, чтобы не тратить драгоценные минуты, мешки с пластиком просто ставят на землю — и привет. И лишь немногие находят время на то, чтобы отнести собранное в специальный пункт. По словам главного специалиста по информационной работе ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Нины Кульбеда, реакцию горожан на предприятии обсуждали не раз:

— Если задуматься, то любое экологическое поведение всегда требует некоторых усилий, затрат. И мы должны их прилагать. С другой стороны, инфраструктура для раздельного сбора все–таки должна быть удобна человеку. Поэтому мы рекомендовали организациям ЖКХ закупать контейнеры для отходов пластика другой модификации: в них будут и отверстия для бутылок, и прямоугольное отверстие, в которое поместится целый пакет с пластиком. Такие уже устанавливались в стране в прошлом году.

Специалисты надеются, что постепенно процент собранного пластика вырастет. Но тут взываний к совести мало, а пока вся сортировка мусора держится лишь на этом. Для сравнения: за рубежом параллельно работают другие механизмы. Например, там очень высокие тарифы на вывоз бытовых отходов, но отсортированный пластик забирают бесплатно. Так что не хочешь зря платить — бутылки будешь выбрасывать в отдельный пакет. Эксперты говорят, что у нас перейти на такую систему довольно сложно: как, например, вести учет выброшенных отходов от каждого дома, если контейнерами порой пользуются жильцы сразу нескольких многоэтажек? Зато можно позаимствовать опыт по введению залоговой тары. В апреле в Совете Министров рассмотрели вопрос о Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами до 2035 года. И уже разработана концепция по введению залоговой системы на тару: планируется, что через два года появятся первые автоматы (иногда здесь используется название «фандомат» — от немецкого Pfand — «залог»), через которые можно будет сдавать бутылки и возвращать «живые» деньги.

Фото  littlebigrecycling.com

Вообразим, что через несколько лет все пластиковые бутылки мы все же будем собирать. Потянем ли переработку? Специалисты заверяют: да! Сегодня в стране есть заводы по переработке ПЭТ–бутылок, два крупных — в Могилеве, новый производственный комплекс по переработке загрязненной ПЭТ–бутылки открыт в Новополоцке. Пока, чтобы загрузить предприятия, работают там не только с вторичными ресурсами страны, но и с сырьем со стороны. То есть справиться с миллиардом пластиковых бутылок в год имеющиеся мощности позволят без проблем. Одно но: первичное производство пластмасс по–прежнему основывается на нефти. То есть бутылки мы перерабатываем, но новую тару из них не делаем — санитарные нормы не позволяют. Из гранул полиэтилентерефталата, полиэтилена и полипропилена производим трубы, ведра, тазы, экспортируем для производства синтетической нити. В общем, пластика становится еще больше — такой подход, по мнению экологов, нужно менять.

Кстати


Более 80% образующихся твердых коммунальных отходов вывозятся для захоронения на 165 полигонов и 1706 мини–полигонов по всей стране. Почти все эти объекты были построены еще во времена Советского Союза и не соответствуют современным нормам природоохранного законодательства, а их проектные мощности практически исчерпаны.

Цифры «СБ»


По расчетам могилевского предприятия по переработке пластика, уровень сбора отходов пластиковых бутылок сильно отличается в разных регионах: в Могилеве и Бресте их собирается и отправляется на переработку до 70%, а в Минске — лишь 15–20%.

Будьте в курсе


Вокруг сортировки пластика ходит много слухов. По–прежнему многие уверены, что крышечки и пластиковые кольца на горлышке нужно снимать, этикетки — выбрасывать, а тару — тщательно мыть. Руководитель информационного центра по отходам и химической безопасности Центра экологических решений Наталья Блыщик говорит, что раньше в этом была логика, но технологии обращения с отходами постоянно совершенствуются, и сейчас в подобных действиях нет надобности:

— Да, пластик, из которого сделана крышка, отличается от пластика для бутылки. Но если мы хотим, чтобы они дошли до переработки в существующей в Беларуси системе сбора отходов, не нужно их разделять, ведь маленькие крышки, выброшенные в общий мусор, могут затеряться, а значит, скорее всего, окажутся на полигоне. Не снимайте бумажные этикетки. Если речь идет о бутылках, которые плотно «запаяны» в упаковку–«чулок» (например, из–под йогурта), постарайтесь снять эту ПВХ–пленку и выбросить в общий мусор. Переработать ее крайне сложно. По словам производителей, если три–четыре бутылки с пленкой ПВХ попадают в переработку ПЭТ, тонна пластика (это около 25 тысяч бутылок) идет в брак. При выборе продуктов в магазине отдавайте предпочтение прозрачным ПЭТ–бутылкам с мягкой полипропиленовой этикеткой, а не белым, в которые часто разливают молоко, йогурты. В составе такого пластика есть добавки, затрудняющие его переработку. Например, наноглина, которая забивает фильтры на линии. И сжимайте бутылку перед тем, как выбросить в контейнер — операторы не должны перевозить воздух.

А как у них?


В западных странах уже много лет успешно работает такая система: сдавая стеклянные и пластиковые бутылки в специальные автоматы, покупатель возвращает залог. Например, в Чехии одна стеклянная бутылка из–под пива в среднем стоит около 3 крон. По сути, сдаешь 3 пустые — и можешь купить полную, что, несомненно, приятный для любителей пенного напитка бонус. В Германии в отдельные автоматы можно сгружать и пластиковые бутылки (25 евроцентов за штуку). Благодаря такой системе в Европе собирают до 80–98% всей потребительской тары. Предположительно наш депозит будет равняться 20 копейкам с каждой банки и бутылки. Скорее всего, залог установят на пластик и стекло емкостью от 0,1 до 3 литров, а также на жестяные и алюминиевые баночки емкостью от 0,1 до 1 литра.

meleshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter