На перепутье

Национальная киностудия "Беларусьфильм" переживала разные времена, взлеты, триумфы и падения, но сегодня она стоит на пороге коренных преобразований, которых многие ждали...

Национальная киностудия "Беларусьфильм" переживала разные времена, взлеты, триумфы и падения, но сегодня она стоит на пороге коренных преобразований, которых многие ждали. Кинематограф не может существовать в отрыве от требований рынка, и с этой истиной согласились, пожалуй, даже самые рьяные хранители традиций. Новое руководство студии в лице генерального директора Олега СильвановиЧа, назначенного на должность три месяца назад, ставит перед кинематографистами новые задачи. И, естественно, этот процесс преобразований невозможен без определенной ломки стереотипов, столкновения доводов и всплеска эмоций. Ситуация в кинематографической среде бурлит вовсю: кто-то из творцов покидает студию, громко хлопнув за собой дверью, другие спокойно продолжают работать, не теряя веры в завтрашний день.


"Низы" могут


- Говорить о каких-то скандалах на "Беларусьфильме" - это значит перегибать палку, - высказывает свое мнение известный аниматор Михаил Тумеля. - Да, ситуация сложная, но она сложная везде, и сейчас стоит вопрос о грамотном распределении сил и средств, но это внутреннее дело студии.


Режиссер "Реактивного поросенка" Александр Ленкин согласен с коллегой: "Рабочий процесс как шел, так и идет. Работы хватает".


Однако есть и те, кто на ситуацию смотрит не так радужно. Художник-аниматор Андрей Сидоров, проработавший на студии около 10 лет, принимавший участие в проектах "Несцерка" и "Реактивный поросенок", в ближайшее время собирается сотрудничать с московской студией анимационного кино "Мельница".


- Андрей, почему все-таки решили уезжать в Москву?


- Говорю откровенно: не устраивают заработки. На "Беларусьфильме" до сих пор существует какая-то анахроническая советская система оплаты труда, которую никто не хочет менять. Это жутко неудобно. За такие деньги китайцы или корейцы не согласятся пальцем пошевелить, не то что делать мультипликацию. Наша киностудия - организация хозрасчетная, так что когда бюджетникам поднимают ставку первого разряда, нас, наемных работников, это не касается. Аниматоры даже в штат студии не входят. Мы - фактически никто, совершенно социально незащищенные люди. Вот, собственно, и все причины отъезда. К тому же какого-то престижного кино, которое было бы известно хотя бы на всю страну, по-моему, тоже не делаем. Денег, которыми можно было бы гордиться, не зарабатываем. Соответственно больше ничего здесь не держит.


Известный режиссер-документалист Галина Адамович, пополнившая коллекцию своих наград недавним Гран-при фестиваля документального кино "Россия" за фильм "Инокиня", уверена, что неразрешенные вопросы сегодня есть не только в анимационной отрасли:


- Сейчас никто не понимает, как дальше будет развиваться ситуация. Многие наши режиссеры работают в Москве или Питере на сериалах. За серию сегодня там платят от 3 до 10 тысяч долларов. Разве это сравнимо с зарплатой режиссера на "Беларусьфильме"? Наш монтажер после вуза получает 600 тысяч. Как можно выжить за эти деньги? Что касается аниматоров, эта профессия во многом завязана на технологии, которая везде одна и та же. Поэтому они легко могут работать поодиночке где угодно - в Минске, Варшаве или Питере. С документальным и игровым кино все гораздо сложнее.


"Верхи" хотят


Генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович открыт для любого диалога, но советует творцам прежде всего не терять ощущения реальности.


- Олег Игоревич, когда три месяца назад вы соглашались на должность директора "Беларусьфильма", наверняка знали, что положение дел на студии будет удручающим. И тем не менее согласились разгребать эти кинематографические сугробы. Вы - романтик?


- Пожалуй, человек веры... и знаний. Я продолжаю верить в то, что киностудия "Беларусьфильм" способна стать рентабельной. А знания нужны для того, чтобы поддержать веру практическими действиями.


- Судя по всему, не все участники процесса разделяют ваш оптимизм.


- Да, сегодня остро встал вопрос увеличения оплаты труда сотрудников киностудии. И для того чтобы эти проблемы решить, необходимо не разговоры в прессе вести, а предпринимать ряд конкретных действий, чем мы сейчас и занимаемся: в частности, вносим предложение в Совмин о повышении минимальных ставок авторского вознаграждения, также рассматриваем варианты и возможности повышения зарплаты всем штатным сотрудникам студии и фрилансерам - работникам, которые сотрудничают с нами на договорных условиях. Возможно, художников-аниматоров следует взять в штат киностудии.


- Допустим, раньше аниматоры получали 10 долларов за секунду экранного времени, сейчас - 3 доллара. Неприятно: денег не становится больше. И в такой ситуации художники, естественно, ищут более высокую оплату труда, уезжают в Россию. Достаточный ли у вас кадровый резерв, чтобы пережить подобную "эмиграцию"?


- Повторюсь - это временная ситуация. Качнувшись вправо, маятник обязательно качнется влево. Все нормализуется, и мы для этого принимаем все необходимые меры. По вопросу чьего-либо отъезда: творческие работники у нас не закабалены и всегда принимали участие в кинопроизводстве разных государств. Это нормальная практика, когда наше общее таможенное пространство становится и общекультурным. Но кадрового ресурса у нас действительно пока не хватает. Именно поэтому я планирую открыть на базе киностудии постоянно действующие курсы по подготовке молодых специалистов. В творческой среде такое бывает, и довольно часто, когда замкнутые на себя художественные течения превращаются со временем в клановые группировки и не хотят подпускать к заказам новых специалистов, мотивируя это тем, что молодежь не хочет или не умеет работать. И тот директор, который поддается таким формулировкам, в результате оказывается у разбитого корыта. Я это понимаю. Добавлю: ежегодно бюджет киностудии предоставляет молодым режиссерам возможность снять два полнометражных дебюта. Это очень сильный козырь. Молодые могут прямо сейчас штурмовать кинематографический Олимп, проявлять себя в полной мере.


- Сегодня в производстве киностудии 8 игровых фильмов, из них 6 - совместные с Россией.


- И эта цифра будет только возрастать. Я собираюсь наращивать производственные мощности и запускать все больше и больше картин, которые имеют совместную природу финансирования. Когда частная российская компания выделяет под наш совместный фильм 85 процентов средств, понятно, что это абсолютно прозрачный, экономически целесообразный проект, поскольку продюсеры не заинтересованы в неоправданном финансовом риске. Полгода уходит на пре-продакшн картины, то есть просчитывается возвратный финансовый механизм, связанный с заинтересованностью российских телеканалов в покупке этого проекта. Сейчас нам предоставлены гигантские налоговые льготы - своеобразный оффшор для киноотрасли - и это тоже мощная поддержка государства, которая позволяет рассчитывать на большую рентабельность хозяйствования. По моим расчетам, киностудия способна осваивать денежные средства в пять-шесть раз больше, чем сейчас.


- Иными словами, "Беларусьфильм" скорее жив, чем мертв?


- Кино - наша профессия, и фильмы снимаются. Мы получаем заказы - и их выполняем. Не произвели картину - никаких денег не получили. Полный хозраcчет. Я понимаю, сейчас трудно людям, привыкшим к советской модели кинопроизводства, когда за ничегонеделание платили зарплату. Сегодня все иначе: нужно шевелиться, а те, кто не хочет или не может работать быстро и качественно, уходят с киностудии. Да, и еще. Судя по форумам в интернете, белорусские граждане тоже не забыли такой брэнд, как "Беларусьфильм". Значит, "пациент" наверняка жив!


- Иногда употребляют и такое имя - "Партизанфильм"...


- И в этом есть определенная "фишка". Никто не поминает всуе, к примеру, "Казахфильм" или "Узбекфильм", а такой брэнд, как "Беларусьфильм", в сознании людей перманентно присутствует. И это здорово. Только знаки нужно поменять, напомнить, что картины "Иди и смотри", "В августе сорок четвертого...", "Свидетель", "Через кладбище", "Сыновья уходят в бой!", "Знак беды" - это тоже продукция нашей киностудии. И как киновед я заинтересован в том, чтобы в производство запускались и белорусские высокохудожественные картины в том числе. В начале нашего разговора вы назвали меня романтиком, а романтики тем и отличаются от других людей, что верят в реализацию самых невероятных идей. Идея начинается с веры, заканчивается прописной истиной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter