— Берясь за эту тему, я многого не знала о нем, просто почувствовала, что это необычный бездомный.
Я очень благодарна Елене Антонишиной, моему соавтору. Она сперва скептически отнеслась к этой идее, но в какой-то момент сказала: “Настя, будем снимать!” И мы втроем с оператором Александром Морозом собрались и поехали в первую нашу поездку. Было начало февраля. Нашли Валерия Викторовича на вокзале. Он спал, сидя на трубе отопления. Увидев камеру, перепугался, что мы приехали его снимать: “Зачем, для чего?” Ему это было не нужно. Отказался наотрез. Просто встал и ушел.
Через пару часов снова пришли на вокзал: решили поговорить еще раз, чтобы хотя бы извиниться. И вот иду на подгибающихся ногах, протягиваю ему буклет, где собраны его работы и вся информация о нем, сценарий будущего фильма. Он взял — и обрадовался, как ребенок! Так мы потихоньку начали контактировать. Когда сняли первый материал о том, что у Валерия есть мечта — персональная выставка в Национальном художественном музее, нас поддержала заместитель директора Надежда Усова, сказав, что эти картины достойны главного музея страны. После выставки четыре работы Национальный художественный музей принял в свои фонды.
— “Перекресток” снимали на собственные средства?
— Когда уже подружились с Ляшкевичем и разобрались, в какую ситуацию попал этот человек и что ему реально нужна помощь, вся наша команда единогласно решила работать без гонораров. Никакого бюджета не было. “Перекресток” клепали буквально на коленке, в домашних условиях, спасибо монтажеру Варфоломею Кураге за его работу. Наш звукорежиссер Светлана Сокол, композитор Андрей Ворсоба точно так же трудились бесплатно. Мы уже не ради самой картины это делали, а ради Валерия Викторовича.
— После выставки и презентации фильма многих взволновала судьба художника. Многие наверняка захотели помочь ему.
— Выставки — и первая в Национальном художественном музее, и вторая в Гомеле, во Дворце Румянцевых и Паскевичей — дали возможность продавать работы и класть деньги на счет Валерия Ляшкевича. Искусствоведы Национального художественного музея провели оценку работ, а еще мы устроили продажу репродукций. Кто-то брал копии, но многие хотели приобрести оригиналы. Звонили и очень известные люди. Конечно, полученные суммы были в разы больше тех, которые художник получал сам, продавая картины на улице.
И вот когда после выставки в Национальном художественном музее мы выручили сразу около трех с половиной тысяч долларов, появилась надежда, что сможем купить Валерию Викторовичу домик, где он поселился бы, жил, рисовал. Сейчас на благотворительном счете, куда поступают и деньги, вырученные от продажи работ, и просто пожертвования от неравнодушных людей, около 7,5 тысячи долларов. А в пределах 10 тысяч мы сможем выбрать деревенский дом в районе Буда-Кошелево, откуда достаточно просто добраться до Гомеля. Там очень красивые места, есть идеи сотрудничества картинной галереи имени Е. Е. Моисеенко с Валерием — это могло бы стать продолжением проекта “Перекресток”.
Когда верстался номер, стало известно, что на Варшавском международном кинофестивале фильм “Перекресток” получил две награды: специальный приз жюри и приз зрительских симпатий. Варшавский международный кинофестиваль наряду с форумами в Каннах, Венеции, Берлине и Локарно входит в число кинофестивалей категории “А”
ovsepyan@sb.by