Причины бунтарского поведения могут быть связаны не с конкретной гражданской позицией, а с пересечением субъективной и объективной реальностей

На перекрестке двух реальностей

О причинах протестного поведения

Бывает так, что люди ввязываются в политические игры, и это вызвано не столько гражданской позицией, сколько обусловлено их внутренним душевным состоянием. Подобное пересечение объективной и субъективной реальностей происходило и в Беларуси, когда здесь попытались «режЫм шатац».


Если обратить внимание на категории людей, которые в свое время выходили бунтовать, то в основном это были либо люди около 40 лет, либо совсем молодые. Вчерашние студенты, учащиеся высших учебных заведений. Приехавшие в Беларусь, так и не завершив учебу за границей. И с горя «отъехавшие»…

Момент переломных событий в нашей стране совпал с персональным кризисом в их собственной жизни. В свое время они уезжали за границу учиться, мысленно уже «обручились» с какой-нибудь Литвой или Польшей. А потом что-то пошло не так. Миром начал править царь Ковид ХIX. И всем скопом эти незаменимые умы «заграница» выпроводила восвояси. 

В одночасье они оказались вычеркнутыми из своей привычной жизни, и, вернувшись в Беларусь, которая их приютила, им нужно было начинать жить какую-то новую, другую жизнь. Личная трагедия этих людей в том, что они так и не смогли этого сделать. Растерянные и обозленные, они избрали путь разрушения… Увы!

Не секрет, что именно в молодые годы человек как никогда полон надежд на будущее. Душевный ресурс еще не растрачен, и бравые парни с девушками готовы на многое, чтобы перекраивать мир вокруг себя. 

У одних получается делать это конструктивно. Но есть категория бунтарей, готовых выступать против установленного порядка в принципе. Борьба против как смысл жизни, которой молодой человек пытается сообщить миру: «Я уже большой и могу что-то решать на равных со взрослыми!»
Позиция незрелая и как явление представляет собой проблему. Для самого человека в первую очередь. Поскольку подобного рода бунт совершенно упускает из виду, что любое проявление свободы всегда связано с долей ответственности. 
И с ней в любом случае приходится встречаться. Неважно, осознаешь ты ее или полагаешься на «как-нибудь». Здесь вопрос лишь в том, застанет она человека врасплох или нет. 

Как показывает практика, не каждый молодой бунтарь был к этому готов. И потому на наших экранах периодически появляются «революционеры мамкины». Еще вчера в толпе таких же инфантильных ребят они вели себя так, словно бы законы с порядком каждый из них силой мысли зигзагом вертел. А когда ответственность, разделенная на всех и на никого, все-таки находила своих героев, молодые люди огорчались не по-богатырски. И слезно просили домой отпустить. К маме. 

Либо же «переменчивые настроения» можно было наблюдать у людей более зрелых — 35—45 лет. 

Подобный возрастной разброс на самом деле может быть неслучаен и вполне себе объясним с точки зрения возрастной психологии. Дело в том, что, согласно ее теориям, жизнь человека поделена на условные периоды и для каждого из них приходятся свои задачи, которые человеку в это время важно исполнить.
Возрастные периоды, как правило, завершаются кризисом, когда человек задает себе вопросы и принимается подводить итоги. Но далеко не всегда ему нравится то, что он может себе в этот момент сказать. Что с недовольством делать — каждый решает по-своему. Но не у всех получается пойти конструктивным путем. 
Закономерный кризис по факту необязательно означает что-то плохое. Но с пометкой, если человек трезво оценивает, чем конкретно он ­СОБОЙ в жизни недоволен и что со своей стороны готов сделать, чтобы это изменить. Однако некоторые избирают более легкий путь — найти причины во внешних обстоятельствах или других людях, которые словно лично пришли и их счастье отняли. 
Когда человек находится в кризисе, жажда перемен особенно сильна. И в этом состоянии он рискует быть вовлеченным в деструктивное поведение. И если он при этом занял незрелую позицию, размышляя в категориях чьей-то вины, а не своей ответственности, тогда-то кризис и оборачивается целой проблемой. 
Тем более если еще и внешнеполитические события так настойчиво предлагают поучаствовать в «революции», он цепляется за эту идею. 

И бунт начинает обретать особенный смысл. Объективно он может быть никак не связан с тем, что в государстве что-то не так. Достаточно и того, что человек определит для себя: у меня чего-то не получилось — виновато правительство, разумеется. 

И тогда все становится просто, повседневность начинает играть новыми красками. Во всех неудавшихся проектах в жизни оказывается виноват кто-то другой, и человек заблуждается, что, если этого другого поменять, «вот тогда-то я и заживу». 

В этот капкан сознания попались многие, кто выходил потрясти бчб-флагом в 2020-м. Жил да был, условно говоря, некий Егор. И вот в паспорте ему сорок, а на душе царит осень. Лет 15—20 назад казалось, что не к такому его жизнь готовила. А потом что-то пошло не так. Возможно, как и многие молодые люди, он очень хотел изменить мир вокруг себя или под себя. А не случилось…

И вот ему заботливо «предлагают» стать «воином света» или же «птицей мира». А главное — делать для этого почти ничего не нужно: не пойти на работу и спасти страну, не вставая с дивана. Чуть сложнее — походить по улице, покричать и вернуться домой, наслаждаясь реабилитированным чувством собственного достоинства. 

В состоянии кризиса этот соблазн настолько привлекателен, что не всякий человек способен перед ним устоять, и вот он уже не замечает, что поистине протестует не против власти или своего президента. А борется против чего-то своего.

К сожалению, кризисы являются человеческой и силой, и слабостью одновременно, делая наши умы уязвимыми к вовлечению в неконструктивное поведение. 

Потому-то, применяя политтехнологии, оппоненты и пытаются обычно убеждать, что власть чуть ли не лично отняла возможности развиваться у каждого. Несмотря на то что объективно это совсем не так. 

Тем не менее, какие бы кризисы ни случались в нашей жизни, их появление далеко не всегда сулит нечто недоброе или говорит о плохом. А порой всего лишь означает, что можно жить и действовать по-другому. Некоторые из бунтарей это поняли и нашли в себе мужество отступить, отказавшись от деструктивных мотивов и идей. 

Мировая история показывает, как интенсивнее всего человечество развивалось именно в условиях кризисов, когда людям приходилось работать под конкретные задачи. Но если это были задачи конструктивные!
И потому нам действительно необходимо наметить правильные цели и инвестировать свои силы, умственную и психическую энергию не в разрушение своей страны, а в созидание самих себя. И чем лучше каждый из нас по отдельности, тем лучше и сильнее мы становимся все вместе. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter