На пьедестал или на Голгофу?

Место  «живому»  памятнику  истории техники  в  музее,  а  не  под  открытым  небом...

Место  «живому»  памятнику  истории техники  в  музее,  а  не  под  открытым  небом... 

Справедливо полагать, что памятник — это скульптурное сооружение, напоминающее потомкам о чем-то значимом. Чаще всего он устанавливается на лобном месте подходящего ландшафта. 

Но предмет культуры прошлого, дошедший до нас в первозданном виде и не вознесенный на постамент под смертельные для него атмосферные явления, тоже называется памятником. Место ему — в музее. Там для его сохранности создаются благоприятные условия, контролируемые современной электроникой. В минском парке над Свислочью «сидит» на скамейке Максим Горький. «Ненастоящее» пальто он снял и положил рядом. «Настоящее» осталось в музее. Скульптурный памятник — это символ. Но и не всякий камень может устоять под разрушительной силой враждебной среды. Потому в мире давно практикуют убирать скульптуры под крыши все тех же музеев. Что уж говорить о подлинных предметах истории. Увы, они хрупки и тленны. 

Но вот автомобиль. Ставший частью технической истории и явлением культуры, аутентичный или самодеятельно «навороченный», увековечивается, поднявшись на железобетонный помост. Люди, водрузившие его туда, делают это зачастую из лучших побуждений. так сказать, в патриотических, воспитательных целях. Металл и дерево на века под открытое небо?! На самом деле «живой» памятник истории техники попадает не иначе как на голгофу. Он непременно станет медленно «умирать» под неизбежной силой природы, от продуктов физиологического и социального распада. Через некоторое время будут разбиты стекла, повиснет на одном болту дверь, будут спущены шины, сорваны приборы. К «красному дню» календаря, скорее всего, его «подлечат» и почистят. Ржавчину кисточкой закрасят, оригинальные детали заменят теми, что под руку попадутся, выскребут из-под него отложения. Иной автомобиль-труженик, чтобы сохраннее был, то есть на виду, поднимают повыше на постамент перед заводской проходной или перед окнами отделения милиции. Только куда ни ставь: в чисто поле,  промзону, на городскую площадь или у ворот родной автобазы — непочетное это место для исторического автомобиля. Его бы профессионально отреставрировать (не отремонтировать и не реконструировать), найти достойное место для хранения — да на показы ретротехники, на выставки, пробеги, фестивали, киносъемки, на чествования ветеранов... У ретроавтомобиля почетная миссия. Живет он, такой «старый-новый», интересной жизнью на благо потомкам и на радость своим современникам. 

Ну а что же в музеях? Вот, например, нью-йоркский музей современного искусства отобрал 10 самых красивых — по искусствоведческим оценкам — легковых автомобилей мира. Можно не сомневаться, подлинная «Cisitalia-202» — на многие годы эталон стиля спортивных машин, творение итальянского гения дизайна Пининфарины, такой там и останется. Скорее всего, действительно на века. 

В музее истории Великой Отечественной войны в Минске тоже есть раздел автотехники. Правда, место ей нашлось лишь под открытым небом. Три легендарных грузовика-героя — М-13 на базе ЗИСа-6 («катюша»), ЗИС-5В, ГАЗ-АА — медленно испускают дух, как колеса, на которых стоят. Коррозия до дыр разъела металл, ржавые подтеки залили треснувшие стекла, дерево кузова гниет и осыпается. Подлинность некоторых деталей весьма сомнительна. 

Под небом если уж и оставлять, так только произведения скульпторов. Художественно воплотить исторический автомобиль в бронзе или в прочных специальных сплавах, иными словами создать аллегорию, куда сложнее, кропотливее и дороже. Но цивилизованно. В Москве возле цирка на Цветном бульваре застыл бронзовый немецкий «Adler Trumpf» конца 30-х годов. Причем скульптор изобразил его именно таким, каким он, далеко не оригинальный, снимался в полюбившейся «Кавказской пленнице». Еще шаг — и незабвенный Юрий Никулин, стоящий рядом, сядет в знаменитый кабриолет. А в Киеве на холм одного из административных районов навеки поднялись да так и остались там бронзовые «виллис» и усатый шофер-фронтовик, что присел на бампер любимой машины Великой Отечественной. Один из настоящих памятников автомобилю и человеку наравне со сражавшимися в тяжелой днепровской эпопее. 

А в сущности, весь этот разговор о нашем понимании культуры. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter