На партийном фронте без перемен

К азалось бы, время партий типа «Любители пива», «Покровители «птичек» и т.д. окончательно кануло в Лету. Но нет. Те, что задержались на политической арене, продолжают свои бесконечные «пивные» разборки...

Партийные организации — один из необходимых элементов гражданского общества. Это утверждает и  Закон «О политических партиях». Тем не менее с точки зрения востребованности партий в политической системе Беларуси их роль и место в обществе составляют ничтожно малую величину. И относится это в первую очередь к так называемым оппозиционным, деструктивным организациям.

Казалось бы, время партий типа «Любители пива», «Покровители «птичек» и т.д. окончательно кануло в Лету. Но нет. Те, что задержались на политической арене, продолжают свои бесконечные «пивные» разборки если не друг с другом, то со своими однопартийцами. Не способные, да и не умеющие мыслить конструктивно, хоть немного заглядывать вперед, они любое общественное дело доводят до абсурда. Сегодня уже не только политологи и наблюдатели, но и рядовые члены белорусской оппозиции справедливо упрекают своих лидеров и созданный ими политсовет ОДС не только в бездействии и неэффективности, но и в продажности и аморальности. Все это, несмотря на предпринимаемые лидерами партий шумные заявления, низводит их роль в политической жизни страны «до статистической погрешности». И снова оппозиционная пресса вынуждена безрадостно констатировать, что «за год после президентских выборов демократическими силами не было сделано ни шагу вперед. Не спасли ситуацию и выборы депутатов местных Советов». Считалось, что эти политические кампании позволят оппозиции преодолеть внутрипартийный и внутрикоалиционный кризис. Но они только усугубили его и привели к еще большей конфронтации. 

Члены большинства оппозиционных объединений и партий, не очень-то надеясь на давно ожидаемый ими «экономический кризис», который, по мнению их лидеров, должен был бы сковать страну, пытаются сами выбраться из реальной партийной трясины. Региональные партийные структуры, недовольные действиями своего руководства, планируют начать процедуру отстранения Вячорки и Ко от их «высоких» партийных должностей. Более того, в недрах БНФ зреет проект создания некой очередной партии, которая станет преемницей  прежнего довечеркинского «фронта», справедливо считая, что если этого не произойдет, то партия и дальше будет деградировать и в ближайшие 3—5 лет превратится в замкнутую, маргинальную структуру наподобие КХП-БНФ. 

А тем временем лидеры БНФ заняты  межпартийными разборками. Все большее раздражение у них вызывает деятельность партнеров по «демкоалиции». Их активисты стали инициаторами скандалов вокруг выдвижения делегатов на конгресс, обвинив своих попутчиков в «наглых подтасовках». На конгрессе лидеры БНФ планируют маршировать отдельным блоком. 

Не менее «забавная» ситуация складывается в ОГП. До половины членов, кучкующихся вокруг областных организаций партии, готовы примкнуть к той из них или к тому движению, которые будут реально смотреть на происходящие события, а не заниматься «бездарной полемикой» с властями. Только в столице Лебедько еще сохраняет некоторые позиции. Здесь,  как с издевкой говорят его конкуренты, любят газетных полемистов и судебных сутяжников. Не секрет, что на КДС эта партия готова вступить в тактическое взаимодействие с ПКБ и ее соратниками с целью обеспечения победы своему руководителю. Правда, в ПКБ к такой «тактике» относятся с плохо скрываемой иронией:  у них есть свой «руководитель» и свои интересы. 

В БСДП-Г в связи с тем, что спешно избранный ими перед президентскими выборами «лидер»  находится сейчас в местах не столь отдаленных, борьба за фактическое лидерство приобрела взаимоуничижительный характер. Недавно на заседании ЦК партии была распространена информация о присвоении одним из лидеров БСДП-Г более 30 тысяч долларов спонсорских денег. 

Прошедший в начале марта съезд этой партии, по сути, так и не решил ни одной внутрипартийной проблемы. Формально лидер остался прежний. Но руководить и в былые времена плохо управляемой партией из колонии «Витьба-3» можно, конечно, только символически. Тот, кого этот «сиделец» хотел бы видеть своим действующим заместителем, в руководство партии не был избран. И «лидеру» приходится выражать по этому поводу только «большое сожаление» и надеяться, что хоть в какой-либо форме или виде его протеже допустят к партийной кормушке, дадут «ему в полной мере использовать свой огромный потенциал и опыт». 

Тщетны надежды: у других партейцев не меньше этого «опыта и потенциала». Но, несмотря на это, а может, и благодаря этому присутствие БСДП-Г в общественной жизни также весьма минимально. 

Весьма парадоксальное положение в ПКБ. На первый взгляд оно выглядит более стабильным, чем в других партиях. Партия, говорят, располагает финансовыми средствами, полученными из одной северной страны для создания Союза левых партий (СЛП). Этим спонсором обещано, что «со временем» «союз» трансформируется в некое социал-демократическое движение. Сегодня это партийное «единство» держится только на финансовом интересе. Оно, как и авторитет его лидера, фактически ограничено небольшим кругом руководства и сотрудничающих с ним деятелей других левых организаций, получающих от председателя финансовую подпитку. 

К тому же после июля 2006 года, т.е. после проведения так называемого объединительного съезда, деятельность лидера ПКБ ограничена представительством его в различных судебных инстанциях (кстати, им же самим и инициированным) и нескончаемыми консультациями в рамках политсовета ОДС. 

А тем временем среди рядовых членов растет недовольство «разбазариванием» денег партии на дорогостоящие межпартийные междусобойчики. И если союзники по оппозиции обвиняют лидера ПКБ в промосковской ориентации, продаже национальных интересов олигархам России, то коллеги по партии – в продаже их Западу. 

Все это и ряд других обстоятельств значительно минимизировало какое бы то ни было влияние партии в обществе и организационные возможности ее лидера. В силу этого, а еще потому, что большинство оппозиционного актива не приемлет «коммунистического» имиджа партии, Калякин вряд ли одержит победу на предстоящем конгрессе. 

Что же касается таких оппозиционных партий, как БСДГ, БПТ, КХП-БНФ, двух «зеленых» и прочих, то их присутствие в общественной жизни страны по-прежнему чисто виртуально. Вроде они где-то есть, но никто их не видит. Тем не менее заявленные «бренды» позволяют этим партиям сохранять видимость присутствия в оппозиционной среде и где-то в анналах западных посольств, считать их борцами за демократию. 

Нескрываемое раздражение практически у всех лидеров оппозиционных партий вызывает «хуторское поведение» Милинкевича. Тот сразу понял, как можно обскакать своих столичных самовлюбленных тусовщиков-конкурентов. Воспользовавшись статусом «единого», который был дан ему только на время выборов, он тут же поспешил превратить его в вечный статус. Для этого все свои усилия «единый»  сосредоточил на зарубежных поездках, встречах с западными дипломатами, что позволяет ему получать гранты и на эти средства расширять число своих сторонников. 

Теперь, фактически объявив себя лидером всей оппозиции, он, тем не менее, не считает нужным участвовать в работе ОДС и не намерен делиться с кем бы то ни было своими мифическими полномочиями, тем более наработанными зарубежными связями. Старые лидеры от такой наглости «самозванца» сначала пришли в шок, а потом попытались запретить ему единолично, «без согласования» с членами коалиции представлять позицию «демсил» за рубежом. Потом вообще попытались отстранить его от руководства ОДС. Показательна в этом отношении позиция Лебедько и Калякина. Понимая, что так просто пробросить «единого» им уже вряд ли удастся, они предлагают ввести ротационный принцип управления «демсилами». То есть принять на конгрессе решение руководить ОДС по очереди. Милинкевич, зная, что введение ротации приведет к ликвидации статуса «единого», настаивает на единоначалии: «Ротация – это нет лидера и все лидеры одновременно. Такими «растопыренными» пальцами не выигрывают», — восклицает он. На эти бонапартистские замашки его конкуренты заявляют: «Милинкевич всегда утверждал, что он сторонник военной дисциплины: лидер должен быть наделен широкими полномочиями, иметь единый штаб и единую команду. Увы, но даже во время президентской избирательной кампании, когда цели и задачи были предельно ясны, единой команды не было», — констатируют они. 

В последнее время в окружении «единого» появилось несколько ново-старых фигур, претендующих на роль то ли советников, то ли консультантов. Среди них надо отметить Санникова, Маринича и в какой-то мере Бондаренко. Они успели уже не раз перессориться с прочими лидерами оппозиции и теперь, активно помогая «единому», намерены занять более авторитетное положение в оппозиции, а точнее, в глазах тех, кто эту оппозицию опекает. Активно снабжая «единого»  «достоверной» информацией и школярской аналитикой, они старательно подпитывают его амбиции. 

А «единый» все более суетится. Между бесчисленными зарубежными поездками регулярно отмечается и где-то в регионах. В последнее время он все чаще заявляет, что будет создавать то ли свое движение, то ли новую партию. А то вдруг объявляет, что будет участвовать в следующих президентских выборах. То направляет письмо главе государства, предлагая услуги, в которых никто не нуждается. То громко отказывается вместе с другими лидерами оппозиционных партий прокатиться на дармовщину в США, объясняя это тем, что туда не пригласили двух его новых «консультантов». И лидеры ПКБ, ОГП и т.д. преспокойненько летят за океан без него и выдают заказчикам свою версию происходящего в рядах оппозиции – почему она уже более 10 лет  не может сделать ни шагу вперед, а в ее рядах по-прежнему раздрай и шатания. Думаю, слетает за океан, и не раз еще, и «единый» и выдаст им свою версию. Представляю,  как смотрят на них те же американцы и что они при этом думают. Убежден, очень нехорошо думают, хотя, может, по привычке и улыбаются своей непроницаемой американской улыбкой. Они ведь понимают, что сегодня надо говорить не просто об очередном внутрипартийном расколе и несостоятельности оппозиционных партий, а о несостоятельности всей белорусской оппозиции, созданной на зарубежные деньги и отражающей не национальные, а иностранные интересы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter