Москва и Минск идут по пути создания единого энергетического рынка

На основе доверия

СОГЛАШЕНИЯ, недавно достигнутые Президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным в Санкт–Петербурге, начинают наполняться реальным содержанием. Об этом говорят результаты переговоров представителей правительств Беларуси и России. Так, сняты все разногласия по цене на поставляемый в Беларусь российский природный газ. В 2018 году она составит 129 долларов за тысячу кубометров, а в 2019–м — 127 долларов. Такие цифры назвал на днях вице–премьер Владимир Семашко, главный переговорщик со стороны белорусского Правительства по нефтегазовым вопросам. Однако значение договоренностей не только в том, сколько в финансовом отношении выиграют обе стороны. А намного шире.

-Depositphotos_ruki (Copy).jpg

Главное — намечены пути, как выйти на траекторию движения Беларуси и России к равным ценам на газ, отметил Владимир Семашко. Под этим углом зрения предстоит разработать новый контракт на поставку углеводородов. Почему это так важно? Потому, что сегодня разные энергозатраты белорусских производителей на аналогичные товары и услуги при наличии общего рынка делают равноправную конкуренцию практически нереальной. Типичный пример: белорусский МАЗ и российский КАМАЗ выпускают схожие по классу и характеристикам грузовики. Но цена — разная. Одна из причин в том, что за единицу электричества и природного газа белорусский завод платит примерно вчетверо дороже. Между тем энергозатраты занимают весьма существенную часть в себестоимости грузовиков. Стоит ли удивляться, что в прошлом году КАМАЗ продал машин на российском рынке в разы больше, чем МАЗ.

Об энергетике надо сказать особо. Это — нерв всей экономики, да и социальной жизни, быта. Между тем белорусские энергетики даже по льготному по местным понятиям тарифу получают природный газ вдвое дороже, чем соседи–смоляне. Огромная разница, если учесть, что 85 процентов в стоимости электричества это цена газа. И еще одна цифра, характеризующая сложность ситуации в этой сфере для Беларуси: до 90 процентов электроэнергии страна вырабатывает на российском природном газе.

Вряд ли можно упрекнуть Беларусь в том, что она стремится выторговать себе какие–то сверхльготные преференции. Вопрос выравнивания цен на энергоносители и тем самым условий хозяйствования — коренной для всех участников ЕАЭС. Не случайно ведь партнеры договорились создать единый рынок электроэнергии к середине 2019 года. Времени для принятия ответственных решений осталось, как видим, не так много. К 2025 году предстоит сформировать единый рынок природного газа. Без всего этого говорить о едином и устойчивом товарном рынке будет практически нереально.

В России, судя по недавно достигнутым с Беларусью договоренностям, это прекрасно понимают и готовы идти навстречу. Об этом свидетельствует и ситуация с поставками нефти на белорусские НПЗ: началось восстановление их до существовавшего ранее уровня в 24 млн тонн в год. «Мы решили проблему до 2024 года включительно», — заметил по этому поводу Владимир Семашко. Причем вся нефть будет поступать по трубам, что сэкономит Беларуси 93 млн долларов.

Перечень финансовых выгод, которые получит в близкой перспективе Беларусь, можно продолжать. Совершенно ясно, что в нынешней непростой экономической ситуации Россия вновь пришла на помощь стране–союзнице. Но в убыток ли себе? Цифры и факты свидетельствуют, что нет, новые соглашения взаимовыгодные. Вот мнение представителя ПАО «Газпром»: рублевая выручка от поставок российского газа в Беларусь в 2018 — 2019 годах не снизится по сравнению с запланированным уровнем. Постановка вопроса о том, что достигнутые договоренности о порядке формирования цен при поставке российского газа в Беларусь приведут в этот период к финансовым потерям, не является корректной.

Тем более что сложившийся ранее некоторый долг за российский газ Беларусью погашен. В 2017 году поставки осуществляются строго в соответствии с контрактом.

Как видим, разрешение спорных вопросов в энергетической сфере оказалось не только возможным, но и принесло обоюдную выгоду. Это вселяет определенный оптимизм на качественное развитие экономического сотрудничества наших государств в целом. И в первую очередь в промышленности. Ведь и сейчас в стоимости каждого белорусского трактора, грузовика 50, а то и 70 процентов приходится на российские материалы и комплектующие. Значит, России также выгодно, чтобы Беларусь побольше производила и продавала этой и другой своей продукции. Следовательно, вполне логичным будет и такой давно ожидаемый шаг, как укрепление промышленной кооперации. Соответствующие министерства двух стран уже контактировали по этим вопросам, заявил Владимир Семашко. «Есть разногласия, но они не принципиальны. Думаю, что министры в ближайшие пару недель их отрегулируют». Таким образом, более реальной станет выработка единой промышленной политики. Предполагается, что разговор об этом лидеры Беларуси и России поведут на ближайшем заседании Высшего Госсвета Союзного государства в июне этого года.

Кстати

Владимир Семашко отметил, что Беларусь рассчитывает в ближайшее время снять все проблемные вопросы по поставкам в Россию продовольствия. С двух предприятий ограничения уже сняты.

bibikov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter