На ошибках мучаются

Участники ближневосточного конфликта признают свою неправоту
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций постановила создать на территории Палестины два государства — еврейское и арабское. Как известно, этой резолюции суждено было исполниться ровно наполовину: на карте мира появился только Израиль. Дальнейшему осуществлению намеченного плана помешала война — первая из арабо–израильских, но далеко не последняя. Этот краткий исторический экскурс объясняет подоплеку важной, даже, можно сказать, первостепенной роли ООН в ближневосточном мирном урегулировании и того пиетета, с которым ее генерального секретаря встречают в регионе. Аккурат к визиту Кофи Аннана участники так называемой летней войны публично признали свои ошибки.

В целом следует признать, что начиная с того момента, как Совет Безопасности согласовал «мирную» резолюцию для Ливана и Израиля, котировки, казалось, вконец раскритикованной ООН резко пошли в гору. Сегодня она уже не выглядит той беспомощной организацией, которая при всех ее глобальных возможностях не сумела предотвратить войну в Ираке.

Генсек приехал на Ближний Восток не с пустыми руками. Только что в Брюсселе он уговорил членов Евросоюза отправить в Ливан больше «голубых касок», чем те изначально обещали. Развитие ситуации на самом Ближнем Востоке также играет на руку Аннану. Очевидно, что в регионе — и у населения, и у политических лидеров — накопилась усталость от жесткого и, кажется, бесконечного противостояния. Симптоматично, что противоборствующие стороны дружно встретили генсека признанием своих ошибок, словно подтверждая известное высказывание Уинстона Черчилля о том, что война — это по большей части перечень грубых ошибок.

Сильнейшее впечатление оставляет признание главы шиитской группировки «Хезболлах» Хасана Насраллы о том, что если бы он заранее представлял, насколько жестким будет ответ Израиля на похищение двоих солдат, то, скорее всего, отказался бы от самой идеи захвата. Шейх сделал это заявление в эфире ливанского христианского телеканала в своем первом телевизионном интервью после прекращении огня в регионе.

По косвенным показателям можно судить, что свои ошибки готов признать и Тель–Авив. Премьер–министр Израиля Эхуд Ольмерт объявил о назначении общественной комиссии, которой предстоит выявить просчеты в ходе ливанской кампании.

Американский историк, бывший помощником президента Кеннеди и противником войны во Вьетнаме Артур Шлезингер любил повторять: «Любая война популярна в течение первых тридцати дней». Ливанская кампания Израиля длилась 34 дня...

Летняя война в Ливане скрыла от телекамер, что подобные события имели место в это время на палестинских территориях. И там, похоже, тоже происходит отрезвление. Гази Хамад, представляющий сформированный группировкой ХАМАС кабинет министров, осудил беззаконие и клановое соперничество в Палестине и призвал перестать винить Израиль во всех своих бедах. Он раскритиковал боевиков, обстреливающих ракетами юг Израиля, отметив, что в результате ответных военных действий страдают простые палестинцы.

Хочется надеяться, что все эти признания — не дань политической конъюнктуре, тысячам обозленных, пострадавших в конфликте сограждан и лично Кофи Аннану и что из короткой, но жестокой войны действительно будет извлечен урок. Пора уже...

ФОТО РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter