Владислав Гончаров: у меня до сих пор нет золотой медали чемпионата мира

На олимпийской высоте

Свою первую медаль чемпионата мира — серебро в синхронных прыжках — Влад Гончаров завоевал пять лет назад. С тех пор в его жизни многое изменилось. Как изменилось и отношение к батутистам. После того как в Рио-де-Жанейро Гончаров выиграл золотую медаль, от него ждут продолжения. На чемпионатах Европы, на Европейских играх, на стартующем в Токио чемпионате мира… Через несколько месяцев, на Олимпиаде, тоже будут ждать, и прыгать с таким грузом на плечах, умудряясь при этом выписывать в воздухе головокружительные пируэты, непросто. Влад же не перестает искать для себя вызовы и заверяет: из Токио намерен привезти две золотые медали. Одну — на днях, с чемпионата мира. Вторую — летом, олимпийскую.


— Если сравнивать нынешние ощущения с теми, что были в 2015 году на чемпионате мира перед Олимпиадой в Рио, то все иначе. Начнем с того, что сам отбор на Олимпиаду идет по-другому. Сейчас можно было отобраться в течение сезона, что я и сделал. В 2015-м чемпионат мира был единственным шансом попасть на Олимпиаду. Так что психологически мне проще. Как таковой лицензии, правда, у нас еще нет ни у кого. Но я — первый в очереди на раздачу. 

— В этой ситуации чемпионат мира в Токио для тебя что-то вроде генеральной репетиции?

— У меня до сих пор нет золотой медали чемпионата мира. На II Евро­пейских играх завоевал, на чемпионате Европы — тоже, олимпийское золото есть, а на чемпионатах мира побеждал только в синхронных прыжках. Хочется индивидуальную.

— Ты когда-нибудь выступал в Японии? 

— В прошлом году там был этап Кубка мира, но не в Токио. Организация была продумана до мелочей. Японцы очень скрупулезные. Некоторые команды на чемпионат мира тоже раньше нас отправились — ребята в Инстаграме показывали, как их встречали, расселяли. Уровень космический! К тому же это ведь своего рода тестовые олимпийские соревнования. Все в боевом режиме — чемпионат мира на олимпийской арене.

— По результатам чемпионата мира можно будет прогнозировать Олимпиаду?

— Для этого, собственно, и проводятся такие старты. Думаю, все будут готовиться очень ответственно. Азиаты вообще дома будут прыгать, хотя в нашем виде спорта от места проведения соревнований их результаты мало зависят. Куда больше от готовности спортсменов. 

— Перед тобой ставятся какие-то задачи?

— Мы каждый год пишем планы. У меня, насколько помню, там значатся места с 2-го по 4-е. Победа? В ней ведь нельзя быть уверенным на все сто. У нас такой вид спорта, где все может случиться, и планы пишутся с запасом, но я, конечно, настраиваюсь на максимальные результаты. Хотя мужская команда у нас сейчас подровнялась. Чемпионат Европы в командном зачете мы выиграли. На последнем из этапов Кубка мира Никита Фомченко и Иван Литвинович заняли третье место в синхронных прыжках. Ваня Литвинович вполне может отобраться даже на Олимпиаду. 

— Твоей лицензии они уже не угрожают или у нас будет внутренний отбор?

— Здесь есть такой хитрый тактический ход. У меня уже гарантирована лицензия по итогам Кубка мира. Олег Рябцев там тоже может претендовать на допуск. Если я завоевываю лицензию на чемпионате мира, то Олег по кубковым результатам также почти наверняка получает допуск. Но если никто не берет лицензию на чемпионате, то в Токио поеду только я. Кстати, на каком-то этапе одним из вариантов того, чтобы страна получила две лицензии, могло бы стать мое падение на чемпионате мира. Благо сейчас история другая.

— Если бы нужно было для команды — упал бы?

— Не знаю. Технически специально упасть, конечно, можно. Но вот со спортивной точки зрения это было бы неправильно. Что-то вроде договорного матча в футболе. Передо мной точно была бы непростая дилемма: выбрать принцип фэйр-плей или помочь команде и товарищу. Я искренне рад, что делать этот выбор не пришлось. 

— У девушек сейчас ситуация сложнее…

— Какая-то черная полоса началась. Таня Петреня ушла в декрет, Аня (Гончарова, супруга Владислава. — Авт.) получила травму. Осталась одна Маша Махаринская, а остальные пока не показывают призовые результаты. Обсуждали с Аней — настроения у девушек нерадостные. Да и сама Аня на Олимпиаду уже точно не попадает. Срок реабилитации — от полугода. Полностью восстановиться можно, но пока сложно спрогнозировать, как будет приживаться имплант связки. Но что тут делать? Это обратная сторона спорта. То, что обычно с трибун никто не видит. Самое обидное, что год назад у нее также была травма. Долго лечила голеностоп, хотела успеть восстановиться к олимпийскому отбору. Весь сезон, считай, набирала форму, и тут — на тебе. 

— Не говорили с Аней, что, быть может, лучше ей уже быть дома?

— Сейчас она в любом случае восстанавливается. Торопиться смысла нет. Решили полностью залечить все травмы, а потом смотреть по ситуации. В принципе, она и до следующих Игр может выступать, но у нас были мысли, чтобы после Токио Аня ушла в декрет. Можно было бы и сейчас задуматься, но во время беременности организм перестраивается, ему нужны все резервы, и прежде чем давать новую жизнь, сперва нужно привести в порядок себя. У спортсменов так: все рассчитано и распланировано.

— Тебе, выходит, сейчас за двоих придется отдуваться…

— Конечно, даже с материальной точки зрения. Раньше вдвоем зарабатывали. Сейчас придется одному. А жить на широкую ногу, на две зарплаты уже привыкли. Пока, в принципе, хватает. Результаты я показывал, да и за Олимпиаду стипендия на четыре года дается. В общем, о финансовой стороне своих выступлений я не задумывался, но спорт, как еще раз показывает пример Ани, не вечен. Так или иначе старались создать определенный задел на будущее. Жить есть где, на чем ездить — тоже. Можно сосредоточиться на результатах.

— Кстати, о результатах: на Олимпиаду тебе предстоит ехать в ранге олимпийского чемпиона. Волнительно?

— За четыре года многое изменилось, появились новые соперники, кто-то улучшил сложность и технику. В Токио безо всяких метафор все начнется с чистого листа. Понимаю: без напоминаний, что, дескать, «Влад, ты — олимпийский чемпион», у нас не обойдется. Но я к таким напутствиям спокойно отношусь. На чемпионатах мира нам это давление не мешает из года в год медали завоевывать. После Рио был период, когда у меня случился спад, но я ведь после Олимпиады полгода не соревновался. Сперва отдых, потом реабилитация после операции. Три месяца не прыгал.

— Ты стал более требовательным к себе?

— Скорее начал иначе относиться к выступлениям. Рассчитываю свои результаты не на какой-то один старт, а на весь сезон. Сейчас, например, форма почти максимальная, что логично — чемпионат мира. Потом, конечно, будет спад, но до Олимпиады еще 9 месяцев. Хватит времени и отдохнуть, и набрать кондиции.

Кто выступит за Беларусь на чемпионате мира

Мужчины: Владислав Гончаров, Олег Рябцев, Иван Литвинович, Артем Жук, Алексей Дударев

Женщины: Мария Махаринская, Валентина Богомолова, Ангелина Хотян 

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter