На охоту за охотниками

С ВАЛЕРИЕМ КЛЕНОВСКИМ, некогда лесничим, а сейчас начальником Мядельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, мы мчимся на снегоходе со скоростью 70 км в час по озеру Мястро. По размерам оно поменьше Нарочи, но поскольку даже в трескучие морозы здесь немало любителей посидеть с удочкой в руках, внимательно «отслеживаем» каждого.

Рейд Мядельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира и «Белнивы».

С ВАЛЕРИЕМ КЛЕНОВСКИМ, некогда лесничим, а сейчас начальником Мядельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, мы мчимся на снегоходе со скоростью 70 км в час по озеру Мястро. По размерам оно поменьше Нарочи, но поскольку даже в трескучие морозы здесь немало любителей посидеть с удочкой в руках, внимательно «отслеживаем» каждого.

Протокол за 12 удочек

— Видите черную точку вдали? Это рыбак. Сейчас подъедем поближе и посмотрим, сколько у него ставок удочек. Более 10 штук — это уже нарушение законодательства, — объясняет мне по пути Валерий Альбертович.

От большой скорости по заснеженным сугробам глаза слезятся. Поэтому рассмотреть того рыбака, на которого показывал собеседник, удалось, лишь подъехав к нему ближе.

Сидящий на замерзшем озере мужчина напоминал Робинзона — в толстом тулупе, с удочкой в руках. Как сказал мне Валерий, это рыбак со стажем, бывший браконьер. В недалеком прошлом ловил, нимало не смущаясь, рыбу сетями. Но когда все же попался инспекторам, решил, что нарушать закон — себе дороже. Он показал нам свои ставки — не больше десяти. С документами тоже все в порядке.

Выезжаем на озеро Нарочь. И с ходу натыкаемся на одного из злостных нарушителей. Мужчина «дежурил» на озере с двенадцатью удочками.

— Добрый день, инспекция охраны животного и растительного мира!

— И вам — добрый.

— Документы на ловлю у вас есть?

— Нет...

— Тогда придется составить протокол и выписать штраф.

Засаду-то не ждали...

Для жителей прибрежных зон лов рыбы — хорошая статья дохода. На ней делают бизнес, применяя электроудочки. Для инспекторов же это — одна из статей, по которой строго наказывают.

Всем известно, что озеро Нарочь богато угрем. Стоимость килограмма этого вида рыбы может достигать 20 условных единиц. Браконьеры бросают 200-метровый провод в озеро и... собирай себе добычу, пораженную электрическим током.

— Помню, в советские времена за сезон промышляющие таким способом, почитай, на квартиру зарабатывали, — говорит Валерий Кленовский. — Сейчас их значительно меньше, но окончательно поганцы, как я их называю, не перевелись. Вот, например, в прошлом году, в курортном поселке Нарочь, в ста метрах от санатория, проходимцы проложили электропровод. Мы узнали об этом, и жуликов выжидали из засады, вместе с охраной Национального парка «Нарочанский».

И хотя их добыча была мизерной, судья вынес бескомпромиссное решение. За две щучки, столько же ершей и окуня одного браконьера наказал на 17,5 миллиона рублей, а второго — на 14 миллионов. Неплохой «улов», не правда ли?

— Не дороговата ли рыбка? — спрашиваю у Валерия Кленовского.

— Представьте, вдоль берега закинут оголенный провод. Это счастье, что много рыбы не попало в радиус поражения электротоком. А если бы ступил человек? От высокого напряжения — неминуемая смерть, причем мгновенная.

— Мы рассчитываем время, когда вероятность выловить браконьера высока, — рассказывает инспектор. — Это, как правило, происходит в миграционный период рыбы. Вот, например, угорь в миграции подходит к берегам для поедания малька и икры. И тогда выезжаем искать нарушителей... Обычно перерасход электроэнергии на подстанции означает, что вблизи подключена электроудочка.

Хорошо спланированная совместная операция не даст возможности уйти от закона даже опытному «беглецу». Так, вспоминает Валерий, однажды приехал с проверкой в деревню Наносы. Возле жилого дома обнаружил тянущийся к берегу озера Нарочь провод. Находился он под напряжением, изоляционное покрытие нагрелось. К дому незамедлительно вызвали правоохранителей. Чтобы встретить браконьера, возвращающегося домой, инспектор занял удобную для выжидания позицию.

В общем, за совершенное преступление получил 2,5 года ограничения свободы с направлением в учреждение открытого типа. Тем более что попался на незаконной ловле рыбы во второй раз.

Кто охотится на кабана?

Вечером, когда уже стемнело, вместе с Валерием Кленовским и госинспектором Владимиром Хило мы отправились в засаду на браконьеров уже другой категории. Исследовали лесные массивы Мядельского района, где вероятнее всего могли появиться незаконные охотники.

На руки выдано оружие. У госинспектора — автомат Калашникова, у начальника — пистолет ТТ, заряженные боевыми патронами.

— Оружие применять нам не приходилось. Это разрешено только в крайних случаях, например, при серьезной опасности, — рассказывает госинспектор Владимир, имеющий 13 лет трудового стажа. – Хотя, бывало, что набрасывались браконьеры в нетрезвом виде. Также с собой у нас бинокли ночного и дневного видения.  Нужно отслеживать диких животных, маршрут движения. В той стороне, куда зверь идет, могут поджидать и браконьеры.

Недалеко от Мяделя дорогу нам перебежали дикие кабаны. Стая появилась перед автомобилем внезапно и в считаные секунды «перенеслась» с одного края проезжей части на другой.

— Сейчас водители должны проявлять осторожность. Звери в поисках пищи появляются на дороге внезапно. И если превышать скорость, это может навредить не только личному транспорту, но и природе. Сколько таких случаев, когда переезжают диких животных! Вина ведь с водителя за причиненный ущерб не снимается, — говорит госинспектор.

Исколесив по всем местам, где на снегу могли быть следы охотника, мы выбрали место засады вблизи деревни Зауголье.

— Здесь еще с прошедшей уборочной под снежным покрытием осталась кукуруза. По осени дикие кабаны забегали, а сейчас в поисках зимних кормов возвращаются, ищут пропитание, — объясняет собеседник.  

В январе еще разрешалось охотиться на зайца. Но люди увидят, например, кабана или косулю — и стреляют. Причем ушлые охотники-браконьеры целятся прямо из автомобиля. Разделяются так: первый машиной управляет, мощной фарой освещает, второй стреляет. Прицелиться и сделать выстрел — пять секунд. А чтобы выплатить причиненный ущерб, придется поработать не один месяц.

Браконьеров-охотников мы прождали в засаде до поздней ночи. Но, увы... Или, напротив, к счастью для лесных угодий.

— Сегодня их нет, а завтра? Браконьеры, должен, к сожалению, признать, не переведутся никогда, — констатировал Валерий Кленовский. — Нарушений, совершенных ими с признаками состава уголовного деяния, еще много. Наша инспекция успешно выявила приносящие наибольший ущерб природе. Так, с начала этого года уже обнаружено совместно с работниками Национального парка «Нарочанский» четыре нарушения, по которым возбуждены уголовные дела. 

— Помню, в начале 90-х годов прошлого века был невиданный разгул браконьерства, зверей убивали беспощадно. Стали исчезать популяции. В наше время, с созданием районных инспекций охраны животного и растительного мира, ситуация наладилась. Браконьеров прижали. И теперь многих видов диких животных в избытке. Но разве это означает, что природное богатство не нужно беречь?..

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

В тему

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Владимир Цалко поручил усилить контроль за незаконной охотой на зубров в Беларуси, передает БЕЛТА. За последнее время установлено несколько случаев незаконной охоты, застрелены пять репродуктивных зубров основного генофонда — в Хойникском и Воложинском районах. «Поражает пассивность наших инспекторов, — сказал министр. — Зубры внесены в Красную книгу, кому как не Минприроды их охранять? А наши службы о фактах браконьерства узнают последними. И министерству, и территориальным органам нужно больше внимания уделять этому вопросу. Минприроды отвечает за сохранение биоразнообразия в стране и является координатором в этом направлении».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter