Источник: Знамя юности
Знамя юности

Молодые музыканты в третий раз проводят фестиваль «Пока не идут титры» памяти Алены Цегалко

На одной частоте

«Аленка всегда говорила, что все можно изменить и решить, пока не идут титры, она показывала это всем нам своими поступками, своей жизнью», – вспоминает Анна Ленькова, организатор фестиваля классической музыки памяти Алены Цегалко, который так и называется – «Пока не идут титры».


По зову сердца

Если пробежаться по интернету, можно получить представление о том, кто такая Алена Цегалко. Даже на сайте Белгосфилармонии есть страничка с короткой биографией рано ушедшей пианистки. Лауреат международных конкурсов, стипендиат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи… В 2011-м в возрасте 24 лет девушку, которая могла бы стать гордостью страны, унесла болезнь.


Организатор фестиваля Анна Ленькова
– Сначала мы проводили вечера памяти Алены в гимназии-колледже искусств имени Ахремчика и в консерватории, где вместе учились. Затем, в 2014 году, пришла мысль организовать фестиваль, – рассказывает Анна Ленькова. – В каком-то смысле начало ему положила сама Алена. Мы познакомились с ней в 2007 году. Я только поступила, она уже окончила и училась в консерватории в классе профессора Шацкого. Случайная встреча переросла в дружбу. Когда в 2010-м у Алены обнаружили меланому, прогнозы были неплохими. Год ремиссии, когда она состояла на учете в онкологическом центре, а через какое-то время – резкое ухудшение. Перед этим осенью 2010-го она играла в Минске концерт Морица Мошковского для фортепиано с оркестром. Алена на тот момент уже плохо себя чувствовала, руки были прооперированы несколько раз, но она воплотила в жизнь этот проект, хотя потратила на него свои последние силы. Сама выписывала ноты из Америки, собрала оркестр из своих друзей, вот так, как делаем мы сейчас для фестиваля.

Многие из тех, кто тогда в последний раз вышел на сцену с Аленой Цегалко, сегодня занимают места за пультами сборного симфонического оркестра – в память о ней. Друг и однокашник Алены дирижер Юрий Караваев признается:

– Конечно, работать со сборным оркестром сложнее, чем с коллективом, существующим, к примеру, 20 – 30 лет, имеющим свои традиции, в котором музыканты уже чувствуют друг друга спинами. Когда люди из разных оркестров, не знакомые друг с другом и не игравшие вместе, – конечно, есть определенные нюансы. Те четыре репетиции, которые у нас были, – это очень мало, а программа сложная, надо сыгрываться не один раз. Но здесь собрались хорошие музыканты, настоящие профессионалы, а главное, собрались по зову сердца. Когда желание сыграть исходит от самих исполнителей, поверьте, музыка звучит совсем по-другому, нежели если люди просто приходят на работу.

Дирижер Юрий Караваев

Дела подождут

В этом году в сборном оркестре 73 человека, в прошлом было только  60. Да и вообще фестиваль год от года все масштабнее. Молодые музыканты приезжают отовсюду, из лучших коллективов страны – Президентского, Государственного академического симфонического оркестров, из оркестра Национального академического театра оперы и балета, присоединяются и студенты консерватории. Молодежное начинание поддержали и маститые, опытные исполнители, многие прилетают в Минск специально из-за рубежа:

– Например, в этом году с нами Андрей Шинкевич – удивительный сольный контрабасист из Перми, выступает и в оркестре, и соло, вы бы слышали, что он творит со своим контрабасом! – делится Анна Ленькова. – Скрипач Сергей Бело­зерцев – младший работает в ор­кестре Владимира Спивакова в Москве. Его отец, кстати, также играет с нами.

Молодой солист-виртуоз, лауреат гранд-премии специального фонда Президента признался, что, несмотря на учебу и работу в Москве, всегда стремится на родину:

– Меня здесь и знают, и хотят слышать. Я этому очень рад, и возвращаться в Минск, видеть родную публику для меня невероятно важно. «Пока не идут титры» – замечательный проект, я сразу же на него отозвался, посмотрел, чтобы у меня получилось приехать, отменил все второстепенные дела.

В первых концертах первых фестивалей играли друзья Алены Цегалко, те, кто помнит и любит ее. А затем проект постепенно стал обрастать людьми и идеями, приобретать все больший размах. Лучшее, что можно сделать в память собрата по профессии, – играть, считают музыканты.

– Алена была невероятно светлой, – вспоминает Юрий Караваев. – Такие часто рано уходят. Музыкант с большой буквы, у нее был удивительный дар привлекать к себе людей. Это Алена заложила традицию – собираться всем вместе и играть интересные произведения. И очень здорово, что память о ней продолжает жить в этом фестивале.

Скрипач Сергей Белозерцев – младший

Помогая другим

Если взглянуть на афиши прошлых лет, на фестивальные площадки (а их предоставляли энтузиастам и Бе­лорусская государственная академия музыки, и концертный зал «Верхний город», и Дворец проф­союзов, и Белгосфилармония) вы­ходили такие молодые, но уже знаменитые музыканты, как виолончелисты Иван Каризна и Михаил Радунский, и множество других, пусть пока менее громких, но не менее талантливых. Все участники, что ценно, выступают бесплатно. «Пока не идут титры» – проект некоммерческий, более того, благотворительный. Стоимость билетов невелика, чтобы любой желающий мог себе позволить посетить концерт. А вырученные средства передаются фонду «Прикосновение к жизни», который поддерживает детей с тяжелыми заболеваниями, в том числе и онкологическими. Память о прошлом помогает будущему. Так, наверное, и должно быть.

– В этом фестивале – продолжение Алены, она живет не только в наших сердцах, но и в том, чем она так любила заниматься и что сейчас делаем мы, – уверена Анна Ленькова. – Мне кажется, в этом истинный смысл.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter