Министр Леонид Заяц ответил на телефонные, письменные и онлайн-вопросы читателей «СГ»

На одни хозяйства равняться, другие санировать. Третьи банкротить и ликвидировать


0000000.jpg«СГ»: — Ежегодно в четвертом квартале возникали проблемы с обеспечением хозяйств минеральными удобрениями. Этот период во многом оказывал влияние на последующий уровень поставок и обеспеченность ими в целом. Как складывается ситуация на этот раз? 

Л.З.: — В прошлом году этот вопрос разрешился легко — с помощью Главы государства. С его подачи был выделен один триллион рублей на покупку азотных удобрений. 50-процентный диспаритет — 1,5 триллиона рублей, который образовался по итогам года, — решили не распределять по сельхозпредприятиям, а направили на азотные удобрения. В результате четвертый квартал закрыли полностью. 

Теперь примерно такая же проблема. Нужно изыскать где-то 1 триллион 850 миллиардов рублей, чтобы выкупить 180 тысяч тонн действующего вещества азота. Пока это проблема из проблем. Плюс нужно заплатить за 30 тысяч тонн горючего, а это  около 370 миллиардов рублей, которые взяли на весенние полевые работы. Надо выплачивать зарплату, решать другие неотложные производственные задачи. И это при снижении урожая сахарной свеклы, уменьшении объемов рапса, других культур. Понятно, что выручка будет меньше. Поэтому приходится рассчитывать на льготный кредит — под два—три процента. Мы же получим урожай только через год. А если посадить сельхозпредприятия на дорогие кредиты, то азот будет очень дорогой, а следовательно, и конечная продукция.

 Большое количество сельхозпродукции предприятия Минсельхозпрода поставляют за пределы страны. Но немало и завозится. Чего у нас не хватает? Каково соотношение импорта и экспорта и насколько удалось закрепиться на новых рынках сбыта? — интересуется Виктор Гончаренко из Барановичей.

Л.З.: — Продовольственная безопасность страны — неотъемлемая часть стратегии ее развития. С 2004 по 2014 год мы увеличили производство продукции в 1,8 раза. В 1,4 раза возросла производительность труда. Больше стали экспортировать молочных и мясных изделий, сухого обезжиренного молока, другой продукции.

Наш продовольственный рынок отечественными товарами насыщен примерно на 90 процентов. Излишки экспортируем. Предприятия Минсельхозпрода свою продукцию поставляют в 65 стран. За последние полтора года мы открыли для себя 11 новых. Среди них — Индия, Пакистан, Сирия, Ливия, Нигер, Болгария и другие. 15 наших предприятий получили сертификаты на поставку молочной продукции в Китай. Зарубежных партнеров в первую очередь интересует сухое и цельное молоко, масло, другая продукция с длительным сроком хранения. Закупаем только то, что у нас не производится — рис, чай, цитрусовые. 

 Леонид Константинович, звонит Наталья Ермакова из Ушачского района. Производство молока для хозяйств — самое прибыльное дело. Как говорится, деньги в кассе каждый день. Какой надой от коровы прогнозируете в этом году? 

Л.З.: — Думаю, 4,6—4,8 тонны. А надо выходить на 6,5—7 тонн. Причем за счет качества, а не количества, то есть за счет продуктивности. Это вполне реально, если сельхозпроизводитель будет заинтересован в итогах своего труда. Человек должен понимать, что в государстве выстроена такая политика, которая позволяет развивать агробизнес. По программе развития на 2016—2020 годы она не изменится. Должны быть выделены финансовые ресурсы, доступная кредитная ставка — не выше 2—3 процентов, устранен диспаритет цен. Конечно, и руководитель должен быть самостоятелен, чтобы чиновник не вмешивался. Он должен контролировать только природоохранное законодательство, заработанную плату и выполнение госзаказа. А государство должно его довести, чтобы было гарантировано, куда и по какой цене продать продукцию. 

Страна должна создать экономические условия для ведения агробизнеса. Выравнять экономику: например, доходы с одного гектара сахарной свеклы с одним гектаром льна. Мы уже создали эти условия путем выплаты надбавок за льнотресту, льноволокно.  

 Скажите, Леонид Константинович, будут ли корректироваться цены на растениеводческую продукцию? Моя фамилия Лопатин Сергей Сергеевич, агроном из Мстиславского района.

Л.З.: — Отвечу коротко. Сегодня у нас практически свободные цены. По установленным — только госзаказ. Скажем, нужен птицефабрике зернофураж — договаривайся самостоятельно, исходя из своей экономики и возможностей. 

«СГ»: — Закупочные цены на свинину и говядину стоят уже несколько лет. Комплексы по выращиванию КРС работают в убыток. 

Л.З.: — И не будут расти. В этом нет необходимости. Государство ведь дотирует животноводческую продукцию, в том числе мясо КРС. 

Сегодня и так не просто продать. Если еще взвинтить цены, то продукция наших мясокомбинатов останется на складах. В этих отраслях у нас еще очень много резервов. Надо снижать себестоимость, минимизируя расходы и затраты. Производить надо конкурентное мясо. Там, где есть современная эффективная  технология, особенно на новых комплексах, себестоимость гораздо ниже, чем на наших промышленных комплексах. Мы ставим задачу: строить новые комплексы, а старые постепенно выводить из эксплуатации. А наши производители должны смотреть, как работают их коллеги из Европы, Америки, внедрять новые технологии и новые подходы, тогда и себестоимость мяса будет снижаться.

Побывав в Америке, мы увидели, какие возможности есть у нас, в Беларуси, заниматься мясным скотоводством. Мы «закрыли» быков в помещениях. В условиях удорожания топлива и иных сопутствующих составляющих это накладно и дорого. Надо развивать другие технологии. Например, на базе хозяйств Костюковичского, Кличевского, Климовицкого, Краснопольского и других районов (по Указу Президента о развитии восточных регионов) на откормочных площадках организовать производство дешевого мяса. 

 Леонид Константинович, из Минского района беспокоит Кротов Федор Степанович. До недавнего времени сельхозтехнику поставлял Белагросервис. Теперь — «Промагролизинг». Чем это вызвано и как дальше хозяйства будут обновлять парк техники?

Л.З.: — Указом Президента № 146 определен порядок оснащения сельхозпредприятий техникой. «Промагролизинг», используя кредитные ресурсы Банка развития, будет реализовывать сельхозтехнику. Способно хозяйство вернуть, предположим, за 7,5 года стоимость комбайна, трактора или другого агрегата, он попадает в этот список. И банк, и «Промагролизинг» это четко отслеживают. Другими словами, хозяйство крепкое, пожалуйста, бери кредит и покупай то, что тебе необходимо. Если предприятие, не рассчитавшееся за уже полученную технику, желает еще взять, — не получится, банк кредитовать не будет. Нам следует расчистить Белагросервис, чтобы он в дальнейшем также помогал хозяйствам приобретать сельхозтехнику. Вот такая схема: на 7,5 года под 10 процентов первоначального взноса плюс 2,5 процента маржи «Промагролизингу». Есть выручка на счету — бери кредит на технику. И никак иначе, потому что породили иждивенчество. Хозяйства платили первый взнос и забывали, что надо рассчитаться полностью. Прежде чем брать кредит, посчитай свои средства и возможности. 

«СГ»: — Многие спрашивают, будет ли частная собственность на землю?

Л.З.: — Считаю, что в этом нет необходимости. Хочешь — бери ее в аренду на 99 лет. А в остальном согласен: необходимо, чтобы человек сам распоряжался своим продуктом. Вырученные деньги, прибыль должны распределяться внутри коллектива и на развитие сельхозпредприятия.  К этому и будем стремиться.

«СГ»: — Одиннадцать лет назад государство впервые разрешило продавать убыточные хозяйства частникам. Два Указа Президента, принятые в 2004 году, четко оговаривали условия, чтобы это было выгодно как для новых собственников хозяйств, так и для сельчан. Инвесторы тогда получили солидные преференции. Однако есть «хозяева», причем во всех регионах республики, для которых их агробизнес стал костью в горле. За десять лет они не только не улучшили сельхозпроизводство, а, наоборот, добили его, еще больше нарастив долги. Что делать местной власти?

Л.З.: — Вот вы, к слову, привели правильный пример. Не факт, что если человек стал собственником, то будет эффективно работать. Надо, чтобы он сам и его команда были профессионалами. Закопать можно любой рубль: и государственный, и частный. Несостоявшийся собственник — подтверждение моих слов. Скажем, взял птицефабрику, развалил и сегодня практически остался ни с чем. По большому счету, такие хозяйства необходимо передавать назад. Но поскольку он выкупил хозяйство, значит, и районной власти надо выкупать оставшиеся активы. Может быть, придет другой, эффективный собственник.

По большому счету, надо на такие неиспользуемые комплексы наложить налог, тем самым заставить горе-собственника или передать его, или использовать, а землю передать собственнику. На земле должен быть порядок!

Во время эфира интернет-телевидения «СБ — Беларусь сегодня», где Леонид Заяц продолжил разговор о ситуации в сельском хозяйстве, пришло сообщение из Самары. Его автор Антон написал руководителю главного аграрного ведомства Беларуси: «У нас очень любят белорусские сыры и вообще вашу «молочку». Не слушайте наших жуликов. Привозите больше».

germanovich@sb.by

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter