На общем «поле» Минск имеет максимум суверенитета

Президент Института национальной стратегии, политолог Михаил Ремизов размышляет об итогах двадцатилетней деятельности Парламентского Собрания
Президент Института национальной стратегии, политолог Михаил Ремизов размышляет об итогах двадцатилетней деятельности Парламентского Собрания.

ИСТОРИЯ НАС СВЯЗАЛА


– По-вашему, что это за явление такое – Союзное государство? В чем его уникальность?


– По большому счету, это первое возвратное движение в эпоху дезинтеграции. Понятно, что сразу после распада Советского Союза было создано СНГ. Но это во многом – форма цивилизованного развода. Структура, нацеленная на поддержание остаточных связей. Тогда как российско-белорусский союз – первый успешный пример движения к интеграции, к возобновлению и восстановлению исторических связей.

На этапе инициирования этого проекта велика заслуга Александра Лукашенко. Его взгляд сыграл решающую роль в том, что в конце 1990-х годов проект стал возможен.

– В одном из интервью вы сказали, что самый глубокий уровень интеграции у России достигнут именно с Беларусью. Почему мы решили интегрироваться аж до Союзного государства?

– Нас связывает общая история.

– С Украиной тоже ведь связывает.

– Оговорка уместна. В Украине еще в конце XIX – начале XX века царил сильный антирусский национализм. Для белорусской идентичности значимую роль сыграли советский период и опыт Второй мировой войны. Эта связка с общей историей и есть та самая скрепа, держащая нас вместе.

ДОСТУП НА ОБА РЫНКА


– Не помешает ли процессу сближения влияние Запада? Там уже итоги Великой Отечественной вой-ны начали пересматривать…


– Беларусь выстраивает хорошие отношения и с Россией, и с Европой. Внутренний рынок республики недостаточен для сбыта промышленной продукции, поэтому она обречена на экспортно ориентированную модель экономического развития. Для того чтобы эту модель поддерживать, ей необходим доступ на оба рынка.

Она вынуждена поддерживать нормальные рабочие отношения с Востоком и с Западом, но не допускать их вмешательства во внутренние дела. Иначе начнется деиндустриализация и уничтожение экономической и социальной моделей, которые сформировались при Александре Лукашенко. Могут возникнуть определенные риски олигархизации экономики. Между этими условиями сложно лавировать, но Президент с этой задачей до сей поры успешно справляется.

Относительно резонов интеграции есть еще один важный момент. Именно в российском периметре союзничества Беларусь может иметь тот максимум суверенитета, который возможен в современном мире. То есть именно стремление к государственной независимости, к самостоятельному развитию скорее сближает Беларусь с Россией, нежели отдаляет от нее. Вне союзнических отношений Беларусь рано или поздно повторит судьбу стран Балтии, далеко идущих до суверенизации.


Культурные коды и взгляды на историю у нас совпадают. Фото: Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru

РУССКИЙ ЯЗЫК – ОБЩЕЕ НАСЛЕДСТВО


– После распада Советского Союза Беларусь могла отказаться от русского языка, а она оставила его вторым государственным...

– Белорусы оказались в этом плане разумнее украинцев. Русский язык – общее наследство, продукт исторического творчества всех трех ветвей русского народа. Он точно так же принадлежит к белорусской ветви, как и к великоросской. Является достоянием и малороссов, но опять же оголтелый украинский национализм не готов принять этот факт. Отказ от русского языка означает отказ от собственного колоссального наследства.

Кроме того, есть прагматическое соображение: русский – мировой язык, на который переведено все, что необходимо для развития научного, технологического, культурного – это доступ ко всему наследию человечества.

К тому же, оставаясь страной с преобладанием русского языка, Беларусь нисколько не рискует своей независимостью – как и англоговорящие страны, где языковая среда не является фактором политической зависимости от Великобритании.

– Что простые люди приобрели от того, что живут в Союзном государстве?

– Довольно важные вещи – возможность работать на территории стран, ездить без паспортного контроля. Полный комплекс тех прав, которые они имеют на территории своей страны, может быть реализован и на территории страны-партнера. Они обрели безбарьерное партнерство, что дорогого стоит.

«ДВОЙКА» СПАСЕТ ЕАЭС, ЕСЛИ ОН ЗАБУКСУЕТ


– На 50-й сессии Парламентского Собрания обсудили реализацию Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу. Рядом с какими пунктами этого документа можно поставить плюс за выполнение?

– Полновесно развивается военно-техническое сотрудничество. Создана единая система ПВО, обеспечен доступ российским и белорусским предприятиям на российский рынок ОПК на внутренних условиях. Соответствующие решения были приняты в России на официальном уровне.

А ведь до конца 2013 года все контракты с участием белорусских предприятий проходили ту же процедуру, как и контракты с другими зарубежными странами в сфере ВТС. Беларусь была поставлена на одну доску с Западной Европой, с Восточной Азией. При том, что объем кооперации у нас с ней гораздо глубже.

Потом была создана законодательная база, для того чтобы белорусские предприятия на равных действовали на российском рынке продукции военного назначения. Это не говорит о доступности госзаказа. В основном белорусы связаны не с поставкой конечной продукции, а с комплектующими, что важнее с точки зрения экономики и технологической безопасности.

Также достаточно серьезно Союзным государством заявлено создание единого научно-технологического пространства. Беларусь обладает сильным заделом, ее система планирования выглядит качественно, что для России полезно, как опыт. Здесь я не берусь судить, насколько много сделано, но важно, что это вынесено в приоритет и продекларировано.

Что касается формирования согласованной внешней политики, этот пункт обозначен первым, но в нем наименьшие продвижения. Этого не было и нет.

– Как дальше будет развиваться «двойка»?

– Союзное государство – бронепоезд, который стоит на запасном пути на тот случай, если Евразийский экономический союз забуксует и начнет дезинтегрироваться – это первая его функция. Вторая – база, на которую нанизаны многие действующие общественно важные соглашения.

Проект Союзное государство сохраняется в консервативном виде, но он не будет разрушен или преодолен проектом ЕАЭС. Потому что, во-первых, представляет собой более глубокий уровень интеграции, на который завязаны многие из действующих механизмов в экономической и социальной сфере. Во-вторых, он важен еще и как исторический, резервный проект на случай, если что-то пойдет не так в других регионах постсоветского пространства.

ДОСЬЕ «СВ»

Михаил Ремизов
родился в 1978 году в Воронеже. Окончил филфак МГУ. Был директором Фонда поддержки гражданских инициатив «Стратегия 2020», редактором отдела политики «Русского журнала», главным редактором Агентства политических новостей. С 2005 года – президент Института национальной стратегии. Один из авторов журнала «Вопросы национализма». Председатель президиума экспертного совета при коллегии Военно-промышленной комиссии, член экспертного совета при Правительстве России, член Госкомиссии по вопросам развития Арктики, член совета Всемирного русского народного собора. Кандидат философских наук.

Ангелина ГАЛАНИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter