На обочине

В Гродно не осталось государственных такси
В Гродно не осталось государственных такси

Когда–то Гродненский таксомоторный парк ставили в пример, делегации за передовым опытом приезжали сюда со всего Советского Союза. Но в последнее время о предприятии почти не слышно. Что случилось?

...На стоянке машин было много, но среди них выделялась черная «Волга». Ничего, что обшарпанная, с ржавыми проплешинами на кузове, зато своя, родная — недавняя гордость городского таксомоторного парка. А я–то думал, что теперь такси — сплошь «Ауди» да «Фольксвагены». Поэтому долго выбирать не стал: конечно же, захотелось прокатиться на почти музейном экспонате. «А новые «Волги» тоже бегают по гродненским улицам?» — интересуюсь у немолодого водителя. «Куда там! Скоро и этих не станет — исчезнут, как и сам таксопарк», — в голосе таксиста я уловил грустные нотки...

С появлением в конце 80–х годов первых частных извозчиков, в основном на «Жигулях» и «Москвичах», предприятие не сильно пошатнулось. Но выдерживать удары новых волн конкуренции с каждым разом таксопарку приходилось все сложнее. Гонка за клиентом получила крутой поворот в 1995 году, когда в городе открылась первая частная таксофирма. У нее было полтора десятка машин, радиостанции, диспетчерская, легко запоминающийся телефонный номер. Потом возникли новые организации. У пассажиров появился выбор, кому отдать предпочтение. И постепенно государственный таксопарк со стареющей техникой (последние четыре «Волги» там купили в 1996 году) съезжал на обочину набиравшего ход бизнеса перевозок.

А в это время лихо давили на газ не только водители начинающих таксофирм, но и нелегальные перевозчики — так называемые бордюрщики и чернофлажники. Порой пассажиру было не разобраться, кто есть кто. Ситуацию запутывали запреты на плафоны, разнобои в тарифах и другие нестыковки. Таксомоторный парк пошел на крайние меры, списав старые автомобили на металлолом, а те, которые новее, отдал водителям в аренду. Несколько лет удалось продержаться на плаву. Тем более что работала диспетчерская, где круглосуточно принимались заказы. Но с каждым годом их становилось меньше. Если раньше люди знали, что «Волгу» можно вызвать по телефонам 068 и 005, то с введением нового номера — 135 — не нашлось денег на его раскрутку, потому в городе о нем слышали мало. В час поступало не больше одного заказа. Убытки за девять месяцев 2007–го только от работы диспетчерской составили 14 миллионов рублей. В таких условиях ее пришлось закрыть, а телефонный номер продать частникам.

Директор теперь уже бывшего Гродненского таксомоторного парка Олег Бойко остался в своем рабочем кресле, но уже как начальник участка нового автопарка № 3, образовавшегося после слияния таксопарка и ремонтно–технического центра. О ликвидированном госпредприятии Олег Владимирович до сих пор сожалеет: «Мы не выдержали конкуренции с частным такси, потому и закрылись. Можно ли было этого не допустить? Если бы имели возможность покупать новые машины, вряд ли бы уступили дорогу. Но где брать деньги, когда нас постоянно душили налоги — на порядок выше, чем у частных перевозчиков».

Что же дальше? Готовить оставшиеся несколько «Волг» в утиль или музей либо все же попытаться вернуть прежний статус?

Генеральный директор республиканского автотранспортного унитарного предприятия «Гроднооблавтотранс» Петр Ткачев воздушных замков, похоже, не строит: «В ближайшей перспективе гостакси на Гродненщину не вернется. После того как нас вышвырнули из этого рынка услуг, надо сделать выводы и разобраться. Такая ситуация ведь характерна и для других городов нашего региона и страны, значит, проблема общая. Не думаю, что в условиях неразберихи и бесконтрольности обслуживание пассажиров улучшится. Я — за четкий режим работы, а начинать наводить порядок надо с маршрутных такси».

Кстати, автобусный парк № 3 скоро должен пополниться пятью новыми микроавтобусами. Они будут курсировать по городским маршрутам. В этом направлении перевозок госпредприятие еще даст фору бэушным частным «бусам».

...Я возвращался домой на первом попавшемся такси. Водитель белой «Ауди» оказался разговорчивым: «12 лет «таксую», всегда сам по себе, в фирмах не состоял. А зачем? Делать бесконечные подарки в виде бесплатных поездок? Такие акции выгодны хозяину, но не таксисту. Я свою плату вношу четко: 50 евро — налог в месяц плюс треть этой суммы в фонд соцзащиты. Диспетчерская мне не нужна, потому что имею много постоянных клиентов». И предложил мне свой телефон. Я взял — на всякий случай...

В тему

Мы решили выяснить, работают ли государственные таксопарки в других регионах. Могут ли они достойно конкурировать с частниками?

Связались с транспортной ассоциацией «Столичное такси», которая является оператором минских таксомоторов. Ее директор Константин Кузьменков констатировал: государственных такси в столице нет, и уже давно. Существующие некогда как госпредприятия «Автотаксосервис» и «Легавтотранс» были акционированы много лет назад. ОАО «Автотаксосервис», например, — еще в 1998 году. С тех самых пор предприятие является полностью частным.

А всего в Минске лицензию на право заниматься извозом такси, по информации Константина Кузьменкова, имеют около 60 фирм. К услугам пассажиров — около 4 тысяч таксомоторов.

Схожая ситуация и в других регионах. В Витебске, например, также нет государственных такси. Хотя из 6 предприятий такси города одно и является государственным. Как это так, казалось бы, предприятие есть, а такси нет? «Дело в том, что предприятие «Гостакси № 161» выполняет диспетчерские функции, — отвечает на наш вопрос Александр Дроздов, инженер по организации перевозок предприятия АТП № 5 — оператора такси по Витебску и Витебскому району. — Те 60 машин, которые с ним работают, — это частники».

В профсоюзе «Садружнасць», который взял на себя функции оператора такси в Гомеле и Могилеве, нас уже, собственно, и не удивили. Государственных таксомоторных предприятий в этих городах не осталось, резюмировали там.

Cправка «СБ»

По данным транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций по Гродненской области, услуги такси на Гродненщине оказывают 825 индивидуальных предпринимателей и 22 организации. Пассажиров обслуживает 1.071 автомобиль.

Кстати

При выдаче лицензии на право занятия таксоперевозками возраст машины не должен превышать 10 лет. Но если разрешительные документы получены до 1 июня 2006 года, то будут действительны до 31 декабря 2010 года.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter