— Сначала я работала на радиостанции, затем пришла на телевидение обычным корреспондентом. И прошла путь, стандартный для любого молодого журналиста. Первое время снимала условные гулянья на Масленице, затем стали доверять сюжеты посерьезнее, спустя время — работу во Дворце Независимости и Доме Правительства. А потом появилось логичное желание стать в кадр. Потому что в тридцать пять ты уже не будешь бегать так, как в двадцать. Но стать в кадр на самом‑то деле не так уж и просто. Во‑первых, большая конкуренция. Во‑вторых, ты должен понимать, потянешь или нет. Потому что прямой эфир — это уже другой КПД. Нужно быть собранным, тебя должна любить камера. Ну и, кроме того, важно уметь адекватно доносить информацию до зрителя. Если все сошлось — это счастье.
— И как в итоге вы стали ведущей? Прошли по кастингу? Или по внутренним каналам?
— Очень смеюсь, когда слышу, что на ТВ можно попасть по блату. Зайти туда по блату, может, и можно, но когда вы сядете в кадр, что будете делать? При кажущейся легкости работа ведущего новостей — это огромный труд. Нужно как минимум этому научиться. Мой путь к креслу ведущей занял более десяти лет. И если бы не стечение обстоятельств, возможно, ничего бы этого и не было. Я долго работала корреспондентом, затем заняла позицию руководителя подразделения регионального вещания. А потом заболела мама, и мы решили, что я буду жить на два города. Совмещать жизнь в Барановичах с работой корреспондента достаточно непросто, поэтому с подачи руководства канала было принято решение попробовать меня в «Наших новостях». Но тут есть нюанс: я не просто сижу и читаю новости в кадре, а и сама их пишу.
— Слышала, кстати, что вы единственная ведущая, которая так делает. Остальным подводки пишут шеф‑редакторы.
— Мне так даже проще — все сделать самой. Но не думаю, что я одна такая уникальная, есть коллеги, которые точно так же могут сесть и все это сделать. Сейчас на телевидение пришло поколение ведущих, большинство из которых — люди пишущие, в прошлом профессиональные журналисты. Раньше, когда ТВ только набирало обороты, существовало жесткое разделение: ведущие читают, журналисты — пишут. И какое‑то время эти волны не могли сойтись. Но сейчас телеканалы во всем мире приходят к пониманию того, что лучшие шеф‑редакторы, лучшие ведущие — это профессиональные журналисты.
— Что еще изменилось на телевидении за последние, скажем, пять лет?
— Во‑первых, круто поменялось качество картинки. Во‑вторых, темп подачи новостей. Если раньше что‑то случилось, условно говоря, утром, то мы могли рассказать об этом в одиннадцатичасовом выпуске и затем, возможно, продолжить тему в обед. Сейчас за это время на телеграм‑каналах и в интернете появится уже столько подробностей происходящего, что к 13.00 эта новость элементарно потеряет актуальность.
— Как вы работаете в условиях, когда нужно реагировать на новость быстро, срочно и прямо сейчас?
— Перепроверяем факты, чтобы защитить зрителей от фейков. Это вопрос профессионализма. Также сразу подключаем каналы, которые нарабатываются в течение карьеры. Есть знакомые, допустим, в Пинске? Подними трубку, спроси у них, что происходит.
Защищаться от фейковых новостей так же важно, как, скажем, охранять границы.
Расскажу недавнюю историю, как фейк в интернете затронул меня лично. В 21.00 у меня была маршрутка из Минска в Барановичи. Там у меня родители, джек‑рассел‑терьер и 5‑летний сын, который ждет маму дома. И вот буквально перед выездом читаю на одном из сайтов, будто бы на въезде в Барановичи поставили блокпосты и в город пускают только тех, у кого нет температуры. У любого здорового человека только от одной этой новости температура поднимется… В общем, сажусь в маршрутку и сразу десяток мыслей в голове: попаду я в город или нет? А что делать, если не пустят? Ехать обратно в Минск? И где там ночевать?.. Но вот я совершенно спокойно въезжаю в Барановичи — никаких постов и контроля. И думаю: что за умник выдал ЭТО в качестве главной новости на сайте? Сложно было позвонить проверить? Ну если вы не уверены, зачем писать? Это элементарное свинство. На сайте написали и забыли. А сколько таких маршруток поехало в Барановичи? И людей в них, которые в панике?
— А ведь ваша рубрика «Будет дополнено» тоже в каком‑то смысле занимается тем, что помогает зрителям сориентироваться в ситуации, разобраться в информационных вбросах.
— В том числе. Проект появился около года назад в новостном формате в первую очередь для того, чтобы глубже развить ту или иную актуальную тему. Главное, что есть в «Будет дополнено», это авторский взгляд на проблему: мой, моих коллег. Простым языком мы рассказываем зрителю об актуальной повестке дня, будь то указ о стимулировании использования электромобилей, изменения в Трудовом кодексе или коммерческий конфликт между двумя компаниями, от которого напрямую зависит белорусский бюджет. Наша задача — максимально объективно показать, что происходит. Все стороны, а дальше зрители пусть сами решают. Чем больше объективности, тем меньше фейков.
Рубрика «Будет дополнено» выходит в итоговом вечернем выпуске «Наших новостей» еженедельно по средам.— Я тут подсчитала, что дорога до работы туда‑обратно занимает у вас больше трех часов. И так каждый день?
— Почти: четыре раза в неделю. Но это крутой опыт, и я не вижу в этом никакой проблемы. Села в маршрутку, на минутку закрыла глаза, открыла — а мне уже выходить. 150 километров до Барановичей от Минска преодолеваю спокойно — сплю. Два дня в неделю у меня «Наши новости», в среду записываем «Будет дополнено», еще день, как правило, уходит на съемки сюжетов. Если надо, могу подменить журналиста на любую из тем: политика, культура, спорт, здравоохранение.
— Эту тенденцию, к слову, все чаще отмечают руководители крупнейших СМИ: мол, в журналистике сейчас время не специалистов, а универсалов.
— Это мировая практика. На ОНТ практически любой корреспондент может сделать все что угодно. Особенно это касается коллег из пула — это профессионалы высочайшего уровня, которые круто сделают и сюжет из Дворца Независимости, и репортаж со «Славянского базара», и интервью с чемпионом мира, например. С другой стороны, есть корреспонденты, которые суперпрофи в определенной тематике. Например, Анна Волковец у нас отвечает за особо душевные сюжеты. Андрей Александров делает классные материалы на криминальную тему, Наталья Казей — на социальную. Но каждого из них можно отправить на любой другой репортаж, и он сделает его не хуже. Если ты универсал — это уже ступенька выше. Если ты пуловец, но при этом можешь сесть в кадр и сделать выпуск «Двое из дворца» — еще плюс одна ступенька. А если ты можешь еще руководить подразделением — уже супервысота. Универсальные бойцы — это то, к чему сейчас нужно всем стремиться.
leonovich@sb.by