На нефтяной игле

Где заканчивается свобода рынка? Этот вопрос мировые лидеры вынуждены постоянно задавать себе с тех пор, как в мире разразился экономический кризис...

Где заканчивается свобода рынка? Этот вопрос мировые лидеры вынуждены постоянно задавать себе с тех пор, как в мире разразился экономический кризис. Вдруг выяснилось, что цены формирует не только соотношение спрос — предложение, но не менее серьезное влияние на них оказывают спекулянты. Высокая стоимость «черного золота» может подорвать тот слабый рост, который наметился в глобальном хозяйстве. Поэтому Барак Обама на днях объявил войну ценам на нефть. Под таким углом следует рассматривать решение США и еще 27 стран выпустить на рынок 60 миллионов баррелей нефти из стратегических запасов. «Эта неоднозначная попытка поддержать хрупкую мировую экономику привела к временному снижению цен на нефть до минимума за последние 4 месяца», — отмечает The Wall Street Journal.


Всего лишь третий раз в истории Америка решается распечатать свой НЗ. В первый раз это произошло во время войны в Персидском заливе в 1991 году, а во второй — в 2005–м, когда из–за урагана «Катрина» была остановлена добыча на множестве платформ в Мексиканском заливе. На этот раз западные государства поплатились за свое решение бомбить Ливию. Белый дом объяснил свое решение прежде всего дефицитом ливийской нефти. За три месяца конфликта из этой страны мир недополучил 140 миллионов баррелей. Правда, первые танкеры с «черным золотом», добытым на территории повстанцев, уже отправились в Евросоюз и за океан. Однако эти спорадические поставки не могут заменить того отлаженного бизнеса, который вел Муамар Каддафи с Западом последние годы.


Цены на нефть и до решения Обамы снижались после весеннего пика, но в Международном энергетическом агентстве (МЭА) отмечают, что идея распечатать запасы зародилась и окрепла после того, как страны ОПЕК 8 июня не смогли договориться об увеличении объемов добычи. Тогда МЭА обратилась к государствам — экспортерам нефти с призывом или, точнее, просьбой увеличить добычу и таким способом снизить цены на рынке.


Напомню, квоты ОПЕК остаются неизменными с декабря 2008 года, хотя тогда бушевал кризис и потребление было минимальным. Иран, который в этом году является председателем этой организации, был одним из противников повышения добычи. Исполняющий обязанности министра нефтяной промышленности Ирана Мохаммад Алиабади заявил, что такое требование противоречит принципам свободного рынка...


Никому не хочется терять гарантированный доход. Сегодня ОПЕК что есть силы возмущается решению 28 государств распечатать стратегические запасы, которое обрушило рынок «черного золота». «Я надеюсь, такая практика будет прекращена, причем немедленно. Мы не видим веских оснований для выделения такого количества, и я надеюсь, что IEA воздержится от этой практики», — заявил генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль–Бадри на переговорах с представителями Евросоюза.


Примерно половина из 60 миллионов баррелей поступит из США, 30 процентов — из Европы, 20 процентов — из стран Азии. Эти партии, составляющие менее 4 процентов от стратегических запасов, должны поступить на рынок уже к концу этой недели.


Впрочем, последствия того, что стратегические запасы раскупорены, скорее психологические, чем реальные: 60 миллионов баррелей не хватит миру и на один день потребления. Однако мировые лидеры не могли сидеть сложа руки, когда рост экономики в опасности. Для многих развивающихся стран высокие цены на углеводороды — это двойной удар: импортное топливо дорожает, а на внутреннем рынке его приходится субсидировать. В богатых странах меняется структура потребления: люди тратят на бензин деньги, которые могли бы потратить на другие цели.


«По словам американских чиновников, в июле США будут следить за рынками нефти и, возможно, вновь распечатают стратегические запасы», — говорится в статье The Wall Street Journal. Тем более что войне в Ливии не видно конца. За непродуманные шаги приходится теперь расплачиваться всему миру...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter