На нашей улице — праздник

Знакомство с настоятелем храма в честь Святой Троицы в поселке Боровляны Минского района
Думаю, поговорку «будет и на нашей улице праздник» слышали все. Каково ее происхождение, с точностью судить не берусь. Но вот настоятель храма в честь Святой Троицы в поселке Боровляны Минского района иерей Андрей Крутелев придерживается следующей версии. Когда–то в православных городах было много церквей. Каждой «принадлежал» свой район или улица. По каноническим правилам прихожане обязаны были посещать только свой храм. Так как церкви могли стоять очень близко одна от другой, иной раз практически на соседней улице, прихожане имели возможность наблюдать за церковной жизнью соседей. И когда у одних случалось престольное торжество, другие с легкой завистью говорили: «И на нашей улице будет праздник». Версия логичная и красивая. Тем более что «на улице» прихожан отца Андрея праздник обязательно будет, и скоро. 19 июня православные верующие отмечают день Святой Троицы. В приходе это еще и престольный праздник. Храм украсят ветвями с молодой листвой, связками аира, букетами цветов. Батюшка облачится в зеленые парчовые одежды, женщины–прихожанки также постараются в своем наряде иметь что–то зеленого цвета.

— Отец Андрей, как бы вы определили главную суть Троицы?

— Как торжество жизни. В это время природа расцветает, радуя наше сердце. Православные христиане и христиане западной церкви исповедают Пресвятую Троицу: Бог Отец — Творец, Бог Иисус Христос — сын Божий, и Бог — Пресвятой Дух. Мне кажется, для верующего эти три ипостаси вполне понятны. Самая короткая молитва христианина — помните, какая? «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа». Бог — Пресвятой Дух дает жизнь всему живому. Молодая зелень — символ распустившейся жизни.

— Ваш приход славит расцвет жизни. Но Боровляны в нашей стране — одно из самых печально известных мест.

— Я бы сказал, живая боль. Существует закон: в честь кого освящен приход, тот святой и окормляет прихожан. Но, видимо, для помощи здешним людям — и больным, и врачующим — требуется помощь самого Бога. Потому что в Боровлянах — семь больниц. И все тяжелые: туберкулезная, детская онкологическая, взрослая онкологическая, детская областная, детский хоспис, областная для взрослых, госпиталь ветеранов войны. Все окормляются нашим приходом.

— Участь — нелегкая...

— Тем более что пришел я практически на пустое место. На территории, отведенной под храм, стоял только сбитый большой деревянный крест. Ни прихожан, ни прихода — чисто формальное существование. А сейчас у нас есть маленькая Свято–Троицкая церковь, рядом с ней строится Благовещенский храм. На территории НИИ онкологии мы открыли храм в честь иконы Божией Матери «Утоли мою печаль» — небольшой, на 80 человек, — для больных. Кладбищенский храм восстановлен в деревне Малиновка. Сейчас уже и священников двое. За три службы перед Пасхой у меня причастились примерно двести человек. Иногда в храме стоит 100 человек, но среди них три причастника. Но когда стоит 100, и половина причащается — совсем другое дело. У нас примерно так и происходит. Это радует. Люди ходят в церковь не формально, не потому, что сосед пошел — и мне надо. Много молодежи. Однако без бабушек тоже никак нельзя — на них держится храм. Стало больше мужчин. Уже даже требуют: на нашу половину женщин не ставьте — в церкви правая сторона для мужчин, левая — для женщин. Храм маленький — чтобы не отвлекали.

— И все же, чаще приходится отпевать?

— Действительно, люди умирают здесь. Но погребать их везут всегда на родину. А в нашем поселке чаще приходится крестить. Живут здесь медсестры, врачи — молодые люди.

Детская онкология — место очень скорбное. Там тоже окормляем, причащаем. Когда взрослые болеют — они хоть пожили немного. А дети... Им трудно что–то объяснить, волю Божию... Но без ответа в душе невозможно на все смотреть. Церковь объясняет так: может, Господь деток забирает, предвидя в будущем их суровую судьбу, тяжкий крест, который они не в силах будут нести. Или предвидя какие–то негативные последствия для других людей от их поступков в будущем. Но, мне кажется, скорее, первое.

Так что больше, чем крестить и погребать, приходится исповедовать и причащать перед концом, в момент перехода от жизни к смерти.

— Что самое тяжелое...

— Конечно, это очень тяжело. Но меня спасают вера и молитва. Без веры и молитвы не выдержишь видеть все эти страдания. Только с верой в загробную жизнь можно такое перенести. Моя жена умерла здесь, в онкологии...

Когда в 1996 году мы сюда приехали, она была абсолютно здорова. А в 2003–м умерла. В 33 года...

— Может, не надо было приезжать?

— От креста никуда не уйдешь. Я это так воспринял: чтобы мое сочувствие к страданиям больных не на словах было, а значительно глубже, в самом сердце. У меня две дочери. Господь помогает, люди не забывают, поддерживают.

Храм Благовещения заложили в 2002 году, как раз за год до смерти матушки. Она еще здорова была. Два месяца всего болела... Но может быть, это и хорошо? Потому что страдать от такой болезни — страшное испытание. Она умерла при памяти и без особых болей. Всю свою силу, всю свою скорбь и печаль в строительство храма вкладываю. Наверное, оттого и получается.

— Храм действительно хорош.

— На 600 человек. Внизу будут 300 человек стоять, еще столько же по византийской традиции — на балконах. Туда будут допускаться по–настоящему воцерковленные прихожане, а также люди, помогавшие в строительстве, — меценаты. Их немного, но есть — им надо отдать дань уважения. На первом этаже — люди новые, оглашенные, кому еще предстоит пройти путь воцерковления. Некоторые считают, путь неофитства длится десять лет. Вполне допускаю: надо, чтобы сердце веру почувствовало. А не только умение креститься, бить поклоны.

— Приходится сердиться на неумелых?

— Не сержусь, когда в храм входят с покаянием, опустивши голову, и со словами: «Господи, я уже в таком тупике, что мне только ты поможешь». Но попадаются и такие, кто претендует 2000–летний институт церкви и веры перестроить в соответствии с собственными вкусами и представлениями. Тогда объясняешь человеку, что путь в церковь лежит только через покаяние. Так что иди и проси Бога, а не хозяйничай тут.

Я и сам когда–то был оглашенным. Закончил в Таллине несколько курсов военного училища, работал на заводе. Это было в годы перестройки, когда все рушилось, и надо было искать, на что опереться. Отец у меня белорус, из Гомельской области, мать — россиянка. С пятнадцати лет живу в Беларуси — большую часть жизни.

— Отец Андрей, дайте совет оглашенным, как все–таки правильно провести праздник Пресвятой Троицы.

— Прежде всего, конечно, посетить храм. Хорошо бы подготовится к исповеди и причастию: три дня накануне попоститься — для оглашенных я бы дал даже день. Прийти надо натощак, не курить. Вычитывать все каноны я от таких прихожан тоже не требую. Главное, чтобы исповедь была нелицемерной.

В этот день некоторые ходят на кладбище, но эта традиция больше местная. Свечки ставят и за здравие, и за упокой. Особенность еще и в том, что на Троицу священник на коленях ходатайствует перед Господом за самоубийц, отказавшихся нести свой крест.

А вообще Троица — праздник очень светлый. А для меня и моих прихожан в особенности.

Зеленые святки

Седмица, идущая за Троицей, — сплошная: отменяется пост в среду и пятницу. Наступающий после Троицы день празднуется в честь Святого Духа и называется Духов день. Троицей и Духовым днем открывается самое жаркое время года. Зеленым дням, зеленому празднику соответствует и зеленый стол, где появляются всевозможные блюда с использованием молодой огородной зелени и овощей.

В жару нужна легкая, освежающая пища. Таких блюд множество, и в первую очередь это холодные зеленые супы.

Свекольник с кефиром

2 средние вареные свеклы, 2 средние вареные картофелины, 2 — 3 свежих огурца, пучок редиса, 100 г зеленого лука, пучок укропа, 2 яйца, соль, сахар по вкусу, 1 л кефира.

Картофель и яйца мелко нарезать кубиками, свеклу и редис натереть на крупной терке, огурцы, зеленый лук измельчить и все хорошо, но осторожно перемешать в миске, добавив соль и сахар по вкусу. В миску с овощной смесью вылить кефир и осторожно перемешать. В тарелку со свекольником положить измельченный укроп.

Кефир можно заменить свекольным отваром. В этом случае в тарелку со свекольником положить половину сваренного вкрутую яйца, укроп и кружок лимона.

Окрошка

1,5 л кваса, 2 яйца, 1 чайная ложка горчицы, 1 столовая (без верха) ложка сахара, хрен по вкусу, 2 свежих огурца, 150 — 200 г зеленого лука, пучок укропа, полстакана сметаны или 4 столовые ложки растительного масла.

Щи «селянские»

150 г молодой крапивы, 50 г щавеля, морковь, петрушка, репчатый и зеленый лук (по вкусу), 2 столовые ложки сливочного масла, лавровый лист, 1 — 2 вареные картофелины, 1 крутое яйцо, соль, перец, 1–2 гвоздики, стакан сметаны.

Молодую крапиву облить кипящей водой, нарезать, добавить щавель, морковь, петрушку, лук. Тушить несколько минут. В кипящую воду сложить все компоненты, варить еще 20 — 25 минут. За 10 минут до готовности добавить специи и растертый картофель. Подавая на стол, полить сметаной и положить дольки сваренного вкрутую яйца.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter