Белорусский Федор Конюхов по имени Лелик

На мяче вокруг света

Как пел незабвенный Владимир Высоцкий — «Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке, в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке!» Они, эти самые надписи, заметим, есть не только в туалете и географически расползлись в последнее время гораздо шире Франции. Закуток «Фольксваген–Арены» в немецком Вольфсбурге, на которой играет одноименный клуб бундеслиги, например, тоже до сих пор хранит на своей стене «послание потомкам»: «Здесь были Лелик и Кальяри». Обычные белорусские футбольные болельщики добрались сюда автостопом, чтобы поддержать минское «Динамо» в поединке Кубка Интертото. С тех пор прошло 16 лет, и тот самый Лелик (в миру — Алексей Язылец) за это время успел оставить след своих стоптанных кроссовок не только на отдельно взятой арене отдельно взятого города отдельно взятой страны, но и на всех континентах. Кроме Антарктиды. Ее он пока видел только с самолета, когда пролетали над морем Беллинсгаузена. Но утверждает, что скоро падет и этот бастион.


— Есть идея пожить на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Оттуда идут пароходы на Антарктиду.

Лелик — это белорусский Федор Конюхов. Только без бороды и со спортивным уклоном. Он уже два раза автостопом объехал вокруг земного шарика, побывав и в Африке, и в Австралии, и в самых колоритных местах Азии. А все началось с любви к минскому «Динамо», за которое Язылец болеет вот уже без малого 30 лет. Его друг Кальяри, чье имя также было вписано в историю арены в Вольфсбурге, тоже справил недавно небольшой юбилей: матч первого тура стартовавшего неделю назад чемпионата страны по футболу, в котором могилевский «Днепр» принимал столичных динамовцев, закольцевал его четвертьвековой фанатский трип — именно отсюда в 1992 году Кальяри начал свою уникальную серию выездов. И сегодня он единственный болельщик в стране, который посетил поединки минского «Динамо» абсолютно со всеми соперниками команды.


Лелик, в свою очередь, не пропустил ни одного матча гандбольной сборной Беларуси на топ–турнирах, каким–то чудом (на верблюдах, наверное) сумев добраться автостопом даже на чемпионат мира в Катаре.

— Всего я намотал где–то около полмиллиона километров. Последнее путешествие было в Марокко и на север Франции, где в январе поддержал команду Юрия Шевцова на чемпионате Европы по гандболу. Был в Руане и Лилле...

Лелик уверенно идет к гроссмейстерскому титулу в путешествиях, приближая количество стран, в которых удалось побывать, к сотне. Сейчас на его счету 96 государств, а на юбилейную, конечно, имеются особые виды.

— Изначально думал, что это будет Новая Зеландия. Но теперь планы указывают на одно из государств в Центральной Америке.

На вопрос о том, где ему понравилось больше всего, Алексей отвечает философски: «Все страны по–своему удивительные. Но мне больше по душе пришлось пребывание в Азии и Африке».


— Судан — добродушная страна, открытая. Намибия очень интересное государство, хотя там чувствуется большое деление на богатых и бедных. Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества — там один из самых высоких в мире.

— Некто Кук тоже, знаешь, очень любил путешествовать и восхищался добротой аборигенов. Плохо кончил. Ты не боялся, что в племенах Африки тебя попросту могут без соли съесть?

— Иногда такие опасения возникали. В одном маленьком поселке Намибии планировал остановиться на ночевку, но, признаться, не рискнул. Там были только хижины, возле которых вовсю полыхали костры из тростников. Решил проехать с дальнобойщиком дальше, хотя мне было и не по пути.

— Ты вечно в дороге, а это — границы, визы. Сколько паспортов поменял за свои 39 лет жизни?

— На данный момент у меня уже 11–й паспорт. Стараюсь беречь странички, куда вклеивают визы. Иногда удается договариваться на границе, как это было в Свазиленде, например. Пустили без визы. Меня подвозил водитель, старый моряк, он был знаком с пограничником, и тот впустил меня в страну под честное слово. С условием, что через несколько дней я вернусь назад той же дорогой.


— Таких, как ты, путешественников водители охотно подвозят?

— В целом неплохо. В Мозамбике, правда, семь часов ждал на дороге. Но там своя специфика, за сутки пару машин всего проезжает. Это было во время моего трансконтинентального путешествия через Сирию, Иорданию, Египет, Эфиопию, Судан, Танзанию...

— И в Сирии был?

— Конечно, три раза! Еще до войны, естественно. Должен сказать, что люди там — одни из самых гостеприимных в мире, очень жаль, что так все происходит сегодня. Мы там собирались с друзьями пожить, но из–за известных геополитических событий пришлось планы скорректировать.


— Было тебе когда–нибудь по–настоящему страшно?

— Когда огромный бабуин рюкзак украл.

Символично, что сие прискорбное событие случилось с динамовским болельщиком Леликом на Капском полуострове. Название этой географической точки, конечно, не имеет никого отношения к председателю правления ФК БАТЭ Анатолию Капскому, но, согласитесь, злой рок в такой ухмылке судьбы очень даже прослеживается, ведь борисовчане давние и непримиримые соперники динамовцев уже много лет.

— Это территория ЮАР, — продолжает свой рассказ Язылец, — я ездил туда на чемпионат мира по футболу. У меня была цель: из Минска автостопом добраться до мыса Доброй Надежды без самолета. И я ее достиг. Жил в Кейптауне, одалживал у знакомых велосипед и ездил на футбольные матчи в другие города. Во время одной из таких поездок и увидел этого огромного бабуина. Хотел его сфотографировать, а он схватил мой рюкзак и дал деру в джунгли. Я — за ним, но примат оказался не робкого десятка и бросился в драку. Хорошо, что охранники помогли, но я, честно говоря, немного разволновался.


— А жизнь никогда не висела на нитке?

— Не припомню такого, хотя в зоне прямой досягаемости были и крокодилы, и медведи. Я долго жил на Камчатке, и медведи были моими соседями. Необычные ощущения, когда их видишь. В одну из ночевок, помню, мишка забрал всю нашу еду, хотя я и повесил ее предусмотрительно на дерево. Съел наш завтрак и был таков. Ушел в неизвестном направлении с фирменным пакетом Нарочанского маслосырзавода.

Они, конечно, эти путешественники, слегка чудаковатые. И Лелик вовсе не является исключением. Ну скажите, разве может прийти в голову обычному человеку посетить выездной поединок любимой команды во французском Генгаме, добираясь до него через весь земной шар? Именно так Алексей Язылец отправился в свою первую кругосветку.

— Что берешь с собой в такой неблизкий путь?

— В карман — документы, в рюкзак — палатку и спальный мешок. И медикаменты: бинт и активированный уголь. Самое главное — не забыть взять с собой мозги. Этого достаточно, чтобы отправиться в путь.


— Ты побывал во многих странах и государствах, видел разные жизненные уклады, сталкивался со всяким. Скажи, каких людей в мире больше: добрых или злых?

— У меня нет на сей счет сомнений — добрых! Добродушие и доверие к ближнему — есть фундаментальное начало человеческих отношений. Как в «Посмертных записках Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса, помнишь? Только герои этого клуба путешествовали по графствам вокруг Лондона, а я вокруг мира. Но сути дела это не меняет. Мир изобилен, и если ты смотришь на него с улыбкой, он тоже будет улыбаться тебе в ответ.

И Лелик улыбается навстречу солнцу, не обращая внимания на тех, кто считает его чуть странным. Впереди у него громадье планов и открытий. Он собирается некоторое время пожить в самом необычном городе на каждом из континентов. Побывать в арктической и антарктической частях света. Посетить Новую Зеландию и остановиться на острове Стьюарт — самом отдаленном месте от Беларуси. Но при этом непременно будет возвращаться в родной Мядель, потому что лучше родины в мире места нет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter