Источник: Знамя юности
Знамя юности

Бочки, лопатки и магниты на холодильник: обзор самых успешных школьных бизнес-компаний

На мороженое хватит

В наших школах учат не только грамотно писать, решать квадратные уравнения и делать подъем с переворотом, но и постигать азы предпринимательства: вот уже семь лет во многих учебных заведениях работают школьные бизнес-компании. Предлагаем обзор самых интересных, а главное – прибыльных.

Конкуренты были, но рассеялись

В этом году у бизнес-компании «Позитив», которая работает при молодечненской школе № 1, мини-юбилей – пять лет. Елена Лешкович, учитель русского языка и литературы и по совместительству руководитель компании, вспоминает, как все начиналось:


– Хотели занять нишу, которая на тот момент в нашем городе была свободна. Спустя два месяца мучительных раздумий решили делать сувенирные магниты с видами города. И не прогадали.

Первые сувениры дались тяжело: магнитное полотно по незнанию пытались резать ножницами и канцелярским ножом – выходило долго и неаккуратно. Купили роликовый резак, и дело пошло.

Восьмиклассницы из молодечненской школы № 1 зарабатывают карманные деньги сами

Поначалу это были магнитики с видами знаковых для Молодечно мест. Со временем ассортимент расширился: стали делать и сувениры с логотипами предприятий, и пригласительные на свадьбу, а также магнитную азбуку, математическое лото, фоторамки.

– Мы «дежурим» со своими изделиями на всех городских ярмарках, крупных спортивных соревнованиях, на Национальном фестивале белорусской песни и поэзии, который проходит в Молодечно каждый год. Лучше всего продаются картинки с надписями на белорусском языке – их часто берут для подарков иностранцам. И еще «денежный магнит». Мы шутим, что, если повесить его на холодильник, финансов сразу станет больше. Вроде бы покупатели не сильно и верят, но покупают.

В прошлом году старая бизнес-команда окончила школу. На смену им пришли пять восьмиклассниц:

– Старались брать учеников с хорошей успеваемостью, ответственных, чтобы потом они не прикрывались бизнес-компанией, мол, я не сделал «домашку», потому что после школы разрабатывал дизайн сувениров или резал магнитное полотно. Желающих было много, даже проводили кастинг. Идея с магнитами понравилась многим, появились конкуренты из других школ, но они со временем рассеялись. Остались только частники, но у них стоимость «сувенирки» существенно выше, тогда как у нас стандартный магнит обойдется в 70 копеек. Где вы еще найдете такой ценник?

Уже через полгода юным бизнесменам удалось вернуть начальный капитал, который им выделила школа, – то, что ушло на покупку резака, винила и прочих расходников. Кроме того, все участники компании получают зарплату: за все время детям было перечислено около 500 рублей – на мороженое точно хватит.

Лучшая реклама – сарафанное радио

У Драчковского детского сада – средней школы Смолевичского района – большая территория. Учитель географии и биологии Ирина Малиновская подумала: чего добру пустовать? Так на пришкольном участке появилась опытная плантация, где школьники под руководством педагога выращивают декоративные кустарники: можжевельник, туи, самшит. А вместе с плантацией – и школьная бизнес-компания, получившая поэтическое название «Зеленград».

Туи, выращенные школьниками из агрогородка Драчково, стоят в десять раз дешевле магазинных

Поначалу Ирина Леонидовна предложила ребятам выращивать рассаду, но потом сама же и передумала:

– В этом случае нужно уметь очень быстро находить покупателя, иначе растение погибнет, и будет жаль и его, и собственных усилий. Поэтому остановились на декоративных кустарниках. Это удобно, ведь куст можно продать и пяти-, и десятилетним.

Вырастить можжевельник или тую – дело небыстрое. Сначала нужно найти и подготовить в посадке подходящую веточку, затем подождать, пока черенок укоренится. Подросшие растения рассаживают посвободнее, чтобы у них правильно формировалась крона. Прежде чем куст достигнет товарных размеров, проходит три-четыре года.


– Цены у нас более чем демократичные, – знакомит с прейскурантом Ирина Малиновская. – Если в садовом гипермаркете подросшая туя стоит от 80 до 100 рублей, то у нас шесть, восемь – в зависимости от размера.

У учителя географии семь помощников. В бизнес-компании все по-взрослому: есть и директор, и заместитель, и маркетологи, которые ищут покупателей, – хотя, как показывает опыт, в этом плане лучше всего работает сарафанное радио. На вопрос, не отвлекает ли бизнес от учебы, Ирина Леонидовна уверенно отвечает: нет.

– Зато от гаджетов отвлекает. Вообще, мне очень нравится идея таких компаний. Дети вовлекаются в интересное дело, приобщаются к труду. Многие так проникаются этой темой, что потом поступают в Белорусский государственный технологический университет на лесохозяйственный факультет. У нас много планов. Хотим освоить декоративную стрижку: кустарники в форме шара, вазы или спирали эффектнее выглядят и лучше продаются. А еще – расширить ассортимент: попробовать выращивать барбарис и, может быть, айву, ведь это растение не только украшает участок, но и дает возможность для кулинарных экспериментов.

Деньги на бочку

В Матвеевском учебно-педагогическом комплексе детский сад – средняя школа вопрос, каким бизнесом заниматься, не стоял. Руководитель школьной бизнес-компании «Сябрына», учитель русского языка и лите­ратуры Оксана Здановская, рассказывает, почему:

Подставки под горячее, кухонные лопатки и бочонки для меда спрашивайте в агрогородке Матвеевцы

– У нас сошлось сразу много факторов. Во-первых, в Волковысском районе много лесов. Во-вторых, у нас в школе – отлично оборудованный кабинет труда. В-третьих – много рукастых ребят, в том числе участники республиканской олимпиады по трудовому обучению. Поэтому решение пришло само: будем производить изделия из дерева.

Начинали с товаров для пчеловодства – разных видов рамок для ульев. Затем освоили кухонные лопатки, подставки под горячее. Но настоящим хитом стали деревянные бочонки. Наибольшим спросом пользуются самые маленькие, размером с кулак: одни покупатели хранят в них специи, другие используют в качестве упаковки для подарка.

В бизнес-компании заняты семеро старшеклассников, причем барышня – только одна, отвечает за ведение документации. В первые полгода после открытия, когда прибыль была копеечной, ребята отказывались от зарплаты – вместо этого закупали древесину, лак, специальную пропитку.

Для школьников участие в бизнес-компаниях – это отличный опыт, уверена Оксана Николаевна:

– Дети учатся работать и руками, и головой: ведут документацию, подсчитывают выручку, думают, как сократить расходы. Многие из наших ребят уже сейчас – готовые предприниматели. Но даже если впоследствии они не захотят открывать ИП, все равно будут многое знать и уметь.

Бизнесмен, приходи в школу!

Первые школьные бизнес-компании заработали семь лет назад в Минской области – в Боровлянах, Солигорске, Несвиже и деревне Житьково Борисовского района. За это время их количество увеличилось в 30 раз, знакомит со статистикой проректор по научно-методической работе Минского областного института развития образования Марина Краснова:

– Сейчас в области работает 121 школьная бизнес-ком­пания. Самые популярные направления – изготовление сувениров, выращивание рассады, экскурсионные услуги, помощь в проведении детских праздников. Есть и необычные: например, в агрого­родке Ляды Червенского района школьники вяжут веники – простые и банные.

Главная цель «игры в бизнес» – не заработать деньги, а научить ребят понимать законы рынка:

– Пару лет назад в школах появился факультатив «Основы предпринимательской деятельности». А бизнес-компания – это как практическое приложение к нему. Одно дело – в общих чертах понимать, как начисляется зарплата. И другое – получив ту самую зарплату, заплатить налоги, отложить энную сумму на дальнейшее развитие. Мы просим  руководителей школьных бизнес-компаний не сводить все к зарабатыванию денег: советуем при приеме в команду проводить для ребят собеседования, писать резюме, чтобы школьники могли отработать моменты, которые приго­дятся им в реальной жизни.

Авторы идеи рады, что бизнес-компании появляются и в других областях:

– Хочется, чтобы проект получил поддержку на государственном уровне. На­пример, чтобы для таких предприятий убрали или уменьшили налоговые выплаты. А еще ждем больше инициативы от наших бизнесменов. В США предприниматели считают делом чести проводить в школах мастер-классы, курировать школьные стартапы, давать советы. У нас такую инициативу, увы, пока почти никто не про­являет.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter