Эликсир для надежной памяти

На многое ли способны недоучки

Тему этих размышлений навеяло обычное посещение мастерской по ремонту техники. Сейчас такие небольшие пункты вы можете отыскать даже в супермаркетах, которых в столице за последнее время стало заметно больше.


У меня возникли проблемы с ноутбуком. Молодой человек (очевидно, скучавший из-за отсутствия срочных заказов) охотно принял в работу мой компьютер. Поломка, видимо, была незначительной, и он предложил подойти через полчаса. Затем, когда я обратился в оговоренное время, стал что-то мудрено (для меня, человека, далекого от техники) объяснять и попросил забрать заказ вечером. То есть уже часов через шесть. Дескать, ничего серьезного, но мастер хочет поставить мне более совершенную программу. Ну что же, свободного времени у меня сейчас достаточно.

Вечером, забирая ноутбук, я поблагодарил молодого человека, которого зовут Андрей, за работу и поинтересовался, какой вуз он оканчивал. В ответ он откровенно назвал себя недоучкой. Мол, отучился в университете только полтора года. Я счел не слишком этичным задавать вопрос, почему обучение оказалось столь скоротечным, и мы расстались на приятной ноте. 

Чем больше я работал дома с обновленным ноутбуком, тем больше мне не нравилось его новое состояние. Нет, серьезных претензий вроде как не было, но не вдаваясь в технические подробности, замечу, что компьютер стал предлагать какие-то незаданные функции. Тогда и всплыло вновь то определение, которое молодой человек дал сам себе. Недоучка… Не в этом ли проблема?

Размышляя на эту тему, я понимаю, как много их в самых различных областях. Недоучками многие остаются даже на всю жизнь в силу разных обстоятельств. Ну например, кто-то вынужден был оставить учебу в вузе на платном отделении из-за финансовых проблем в семье. Кого-то неожиданно подвело здоровье. И все же пусть не обижаются на меня те недоучки, кто таким оказался из-за природной лени и слабого характера. Это те случаи, когда просто следовало преодолеть самого себя.

Один из моих одноклассников был способным парнем. И хотя в школе учился ни шатко ни валко, в вуз, к удивлению одноклассников, поступил легко. Однако через год учебу оставил. Дескать, не мое. В другом вузе он отучился уже два года, затем та же история. Вернулся в родной Бобруйск и стал обычным рабочим на предприятии, выпускающем сельскохозяйственную технику. Толкового парня все же заметили. Вначале сделали бригадиром, затем — мастером, но с условием, что будет параллельно учиться на заочном отделении. К тому времени у него уже была семья, и одноклассник, прежде легкомысленно относившийся к учебе, заставил себя получить нужное образование.

Приведу пример из собственной жизни. Отец мой, фронтовик, рано ушел из жизни, и мать воспитывала нас с братом одна. Она настояла, чтобы я поступил в вуз. Будучи студентом, я понимал, как нелегко дается все это матери. Когда немало моих однокурсников радовались прелестям студенческой жизни, я по вечерам (а то и по ночам) разгружал вагоны с углем. Летом во время каникул на железнодорожной станции в Бобруйске работал грузчиком. До сих пор помню те тяжелые мешки с кубинским сахаром. Тогда мать много раз предлагала мне оставить учебу хотя бы на время, но я не соглашался. Видимо, чувствовал, что потом можно будет и не вернуть такую возможность, как получение высшего образования. Теперь я понимаю, что это произошло со многими из тех, кто оказался ныне в стане недоучек.

Масла в огонь подлили лихие 90-е. Тогда образование действительно на какое-то время утратило свою актуальность. Выживали все как могли — и серьезные ученые, и обычные рабочие. Однако сейчас другое время. Потому и призываю всех, кто считает себя (как мой знакомый Андрей) недоучкой, проявить характер и получить желанный диплом.

Конечно, много лет работая в медиасфере, я оценил все достоинства и проблемы образования в нашей стране. Хорошо, что такому явлению в нашей жизни уделяется много внимания со стороны власти, в том числе и лично Президента. В очередной раз подумал об этом, когда услышал в одной из программ телевидения рассказ российского генерала о посещении музея в японском городе Хиросима. «В музее, — рассказывал он, — множество экспонатов, но нет ни одного упоминания о тех, кто сбросил бомбу на этот город». В тот день там находилась группа японских школьников. Российский военный подошел к ним и спросил, знают ли они о том, кто это сделал. Ребята долго о чем-то совещались, а затем признались, что не знают. Но потом добавили: раз русские об этом спрашивают, значит, они это и совершили. Как говорится, приехали.

Пример этот вроде бы лишь косвенно относится к теме рассуждений, но все же свидетельствует о том, как легко в этом мире оказаться недоучкой, когда политические распри обложили всех и вся. Теперь уже и наши оппоненты не скрывают, что намерены вырвать из памяти нового поколения то, что оно знает или слышало о Великой Отечественной войне. Они хотели бы нашу молодежь сделать эдакими недоучками, лишенными гордости за то, что совершили для всех нас наши отцы и деды в годы Великой Отечественной. Не выйдет! По крайней мере, на нашей белорусской земле такого не случится. 

Еще я подумал о том, что обязательно встречусь в Андреем еще раз, не ожидая, когда выйдет из строя ноутбук. Постараюсь убедить этого приятного молодого человека в том, что учебу ему все-таки следует продолжить. Жизнь вокруг становится все сложнее, а учеба и знания делают нас сильнее. Сегодня без этого не обойти ни одну преграду.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter