Беларусь по-прежнему на позиции ведущего экспортера молочной продукции

На мировых рынках союзом прирастать будем

Немало интересных бизнес-идей и смелых предложений прозвучало на VI Международном экспортном форуме «Беларусь молочная»
По данным Европейской комиссии, Беларусь сохраняет позиции ведущего экспортера молочной продукции и занимает 3-е место по поставкам масла и сухой молочной сыворотки, 4-е — по экспорту сыра, 5-е — по продажам сухого обезжиренного молока. К 2025 году производство молока во всех категориях хозяйств увеличится почти на 2 миллиона и достигнет 9,2 миллиона тонн, то есть наше присутствие на внешних рынках будет расти. Поэтому самое время задуматься о том, как и где будет продаваться весь объем молочки. Тем более мы понимаем: просто реализовать — недостаточно, на этом нужно еще и заработать. Под таким девизом, можно сказать, и прошел VI Международный экспортный форум «Беларусь молочная». Его участники устроили самый настоящий мозговой штурм в поисках наиболее перспективных и выгодных направлений для поставок. Забегая вперед, скажу: прозвучало немало интересных бизнес-идей и смелых предложений.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Иван КРУПКО выступает на форуме.

ЕСЛИ проанализировать работу отрасли за последние 10 лет, четко прослеживается динамика: в 2010-м валовое производство молока составляло 5731 тысячу тонн, а в 2019-м — уже 7,4 миллиона; средний удой молока от коровы за это время вырос на 401 килограмм — до 5039 килограммов. По итогам 2020-го показатели будут еще выше. Все это положительно сказывается на увеличении нашего экспортного потенциала. В связи с этим министр сельского хозяйства и продовольствия Иван Крупко сделал важное уточнение:

— Производить и перерабатывать мы уже научились. Стоит задача взглянуть на себя с другой стороны: затраты в производственной сфере, объемы реконструкции, на каждый свой шаг в переработке. Чтобы выстоять на внешних рынках, нужен качественный продукт, который будет проходить по ценовому сегменту.

К слову, именно модернизация молочно-товарных комплексов, внедрение современных технологий позволили выйти на озвученные результаты. Сегодня почти 65 процентов молока производится на 1,6 тысячи ферм, оборудованных доильными залами и роботами. Удельный вес сорта экстра вырос с 13,3 процента в 2010-м до 58,1 процента в текущем году.

— Новые технологии обеспечивают не только высокое качество сырья, но и постоянный рост его эффективности. Так, рентабельность реализации молока в 2019 году — 27,4 процента против 12,1 процента в 2010-м. За это время расход кормов на единицу продукции снизился с 1,27 до 1,07 центнера кормовых единиц. При этом товарность молока выросла до 90,3 процента, максимально приблизившись к уровню высокоразвитых стран Евросоюза, — обратил внимание замминистра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло.

Все эти достижения положительно сказываются на показателях экспорта молочки. В прошлом году продажи достигли 2,3 миллиарда долларов (добавили 15 процентов к 2018-му), а за последние пять лет рост — 34 процента, или 600 миллионов долларов. За январь — август нынешнего экспортировано молочной продукции на 1,6 миллиарда долларов (на 7,2 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2019-го). В натуральном выражении экспорт вырос на 10,5 процента, или на 304,3 тысячи тонн. Что интересно: год назад молочные продукты уезжали в 58 стран мира, в том числе на 11 новых рынков, и для нас это был абсолютный рекорд. Самым емким экспортным продуктом стал сыр, на который пришлось 42,5 процента от общего объема поставок. Вторую и третью позицию заняли сухое молоко и масло, далее — цельномолочная продукция, творог и сухая сыворотка.


САМОЕ главное преимущество белорусских продуктов питания — натуральный вкус, качество и безопасность. Потому что в стране налажен жесткий контроль производства от фермы до прилавка. Этим и объясняется популярность белорусского продовольствия на зарубежных рынках. А вот в России ситуация несколько отличается, подтвердила председатель совета Молочного союза России, член общественного совета Россельхознадзора кандидат экономических наук Людмила Маницкая:

— Российская молочная продукция на зарубежные рынки продвигается очень медленно — в 2020 году получен доступ только в 14 стран. Причина в низкой конкурентоспособности из-за несоответствия требованиям стран-импортеров. Наши технологии, за исключением пары заводов, удовлетворяющих внутренний рынок, пока не позволяют добиваться высочайшего качества той же молочной сыворотки или сухого молока. Например, наблюдаются миграция алюминия в упаковке, контактирующей с пищевой продукцией, несоответствие по показателям общего микробного числа. Вторая проблема — логистика. Высокие затраты на транспортировку серьезно увеличивают цены. Существенно нарастить экспорт на дальние расстояния не позволяет дефицит подвижного состава. Поэтому России сложно конкурировать с Беларусью и европейскими странами.

И еще факт: в отличие от наших в России более 60 процентов молочных заводов не модернизированы с советских времен, и это стало своего рода отягчающим бременем при входе на мировые прилавки. Людмила Маницкая подчеркнула: без серьезной поддержки государства изменить ситуацию коренным образом не удастся. Чтобы вы понимали: в России в отличие от Беларуси, где экспорт преобладает над импортом, ситуация развивается по другому сценарию — если в первом полугодии экспортировали около 100 тысяч тонн молокопродукции, то импортировали ее 532 тысячи тонн. Причем около 85 процентов — из Беларуси. Исходя из этого, можно предположить, что недовольство, которое периодически высказывает Россельхознадзор в адрес якобы небезопасности нашего продовольствия, скорее связано с необходимостью снизить долю белорусского присутствия на своих прилавках. И таким образом поддержать отечественных производителей, для которых белорусская молочка как кость в горле — и качественнее, и дешевле.

Или возьмем Украину, которая снижает производство молока и вместо экспорта уже наращивает импорт. Причина та же — отсутствие господдержки. Сложилась ситуация, когда дешевое и низкокачественное молоко от населения уходит, а качественное от сельхозпредприятий не успевает его заместить. При этом в последние два года растет внутренний спрос, подметил украинский аналитик молочных рынков «Инфагро» Максим Фастеев. В итоге в освобождающуюся нишу нахлынули европейские продукты. И если ситуация не изменится, этот рынок и для нас окажется одним из приоритетных. Заместитель гендиректора по внешнеэкономической деятельности управляющей компании холдинга «Гомельская мясо-молочная компания» Андрей Зинуков верно подметил: «Перспективные рынки игнорировать ни в коем случае нельзя. Если не мы освоим эту нишу, то в ней прочно обоснуется кто-то другой».


— Россия была, есть и будет нашим основным торговым партнером, однако страна активно развивает собственное молочное скотоводство, ежегодно увеличивая объемы произведенного сырья. Понимая, что на общем рынке Союзного государства скоро станет совсем тесно, продолжаем работать над диверсификацией экспортных поставок и постепенной переориентацией товарных потоков на другие рынки, в том числе страны дальней дуги. Особенно важно нарастить экспорт готовой молочной продукции с высокой степенью переработки и высокой добавленной стоимостью, чтобы увеличить маржинальность отрасли, — уточнил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

ОПЯТЬ же, можно было услышать предположение, что в условиях пандемии мировой рынок продовольствия просядет. Практика это не подтвердила: рост производства и продаж молокопродуктов имеет место. Поскольку как раз нам и есть что предложить, по итогам года экспортные показатели будут весьма высокие. Сказалась грамотная стратегия экспорта, работа с наиболее перспективными рынками, отличающимися высоким спросом на продукцию. Это страны СНГ, где нет таможенных барьеров, удобная логистика и схожая культура потребления. Азия, где никогда не будет полного уровня самообеспеченности молочными продуктами и, значит, будет расти объем импорта. Чтобы понимать масштабы, замечу: Юго-Восточная Азия — огромная территория, где проживает 650 миллионов человек, при этом население ежегодно увеличивается на 1 процент. Многочисленные исследования прогнозируют рост потребления молочных продуктов на душу населения с 26 до 29 килограммов в ближайшие пять лет. На тех же Филиппинах объем импорта 99 процентов, а внутреннее производство — всего 1 процент. Согласитесь, есть о чем задуматься.

Перспективность азиатского рынка подтверждает и представитель сингапурской компании Olam International в Беларуси Александр Казючиц:

— Мы занимаемся экспортом белорусского продовольствия по всем странам мира, но в основном это Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Поднебесная. Что интересно: в этом году не Китай хорошо стартовал, а Малайзия, Филиппины, Бангладеш и Таиланд, где высокая потребность в сухих молочных продуктах. Как оказалось, продукция белорусских предприятий не только конкурентоспособна, но и хорошо себя зарекомендовала по качественным характеристикам — высокому содержанию белка и хорошей органолептике. Поэтому нередко у нас заказывают сухие молочные продукты с конкретного белорусского завода. Это серьезное преимущество, в том числе позволяющее диктовать свою цену.


СЕЙЧАС мы наблюдаем достаточно стабильную и комфортную ситуацию на внешнем рынке — цены и спрос по-прежнему остались на уровне. Но каким будет 2021 год? Вопрос особенно актуален для стран с развивающейся экономикой. Не факт, что в следующем году ситуация будет протекать по аналогичному сценарию, так как никто не знает, какой будет мировая картина на фоне пандемии коронавируса. Если доходы населения продолжат падать, это создаст определенные риски для молочного бизнеса. Самое страшное, что может произойти, — снизится потребление. Подобный поворот событий особенно неблагоприятен для российского рынка: там лишь 3 процента производимой молочной продукции экспортируется, остальное оседает на внутреннем рынке. В Беларуси львиная доля, или 60 процентов молока, отправляется на экспорт: разные рынки сбыта, значит, больше шансов сработать с положительной динамикой. Тем не менее это еще не повод вздохнуть спокойно: нужно готовиться к серьезному усилению конкуренции и изменениям.

Но опять же не все так однозначно. Исполнительный директор французского аналитического центра GIRA Вероника Агуэра обратила внимание вот на какой нестандартный момент: впервые за многие годы наблюдается рост производства питьевого молока, хотя раньше его потребление в мире сокращалось на миллион тонн ежегодно. При этом параллельно с уменьшением объема экспорта в ряде стран идет рост потребления на внутреннем рынке. То есть произошло смещение акцентов: из-за коронавируса люди стали больше готовить дома, они готовы потреблять больше базовых молочных продуктов и придерживаться здорового питания. Отсюда вывод: молочная отрасль довольно устойчива к кризису.


И ЕЩЕ. Много было сказано о перспективности китайского рынка. С 2016 года проведена большая работа по аккредитации белорусских молочных заводов для поставок сюда — сейчас это 56 предприятий. Как результат, экспорт за пять лет вырос в десятки раз и по итогам прошлого года достиг 52 миллионов долларов. Тренд на увеличение сохраняется: за восемь месяцев объем продаж составил 55,2 миллиона долларов, увеличившись вдвое как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Однако некоторые опасения вызывает тот факт, что практически 99 процентов поставок приходится на сухие молочные продукты. Настало время маркетинговым службам предприятий серьезно взяться за продвижение молочки с более высокой добавленной стоимостью и степенью переработки. Потому что спрос на сухое цельное молоко в Китае — явление временное. Если в следующем году еще будет прирастать, но потом пойдет на спад и к 2025 году серьезно сократится. Китай активно инвестирует в молочные проекты, и, если все их удастся реализовать, через пять лет существенно вырастет дойное поголовье, а значит, увеличится и уровень самообеспеченности сырьем. В итоге понизится спрос потребителей на восстановление сухого молока, так как сместится в сторону более качественных продуктов. Но импорт другой молочной продукции по-прежнему будет увеличиваться.

— Важно расширять товарный ассортимент в третьих странах и налаживать экспорт цельномолочной продукции (йогуртов и молока с длительными сроками хранения), а также сыров, творога и другой продукции. Кроме того, нужно работать над тем, чтобы товары с коротким сроком годности поставлялись в Китай транспортными самолетами, как это делают другие страны. Необходимо всеми силами укреплять бренд «Сделано в Беларуси», чтобы нас воспринимали серьезно на любом рынке, — подытожил Алексей Богданов.

КАК удержаться на внешних рынках, этим вопросом не единожды задавались участники форума. Не единожды, кстати, озвучивалось весьма интересное предложение-ответ: пришла пора в Беларуси создавать молочный союз и единым фронтом двигаться вперед. Гендиректор управляющей компании холдинга «Концерн Брестмясомолпром» Михаил Серков также не исключает, что подобный шаг упростит закрепление белорусских продуктов питания на мировых прилавках:

— Только объединенными усилиями можно добиться большего результата. На внешних рынках сталкиваемся с высоким уровнем конкуренции, так как у крупных компаний гораздо больше возможностей, в том числе финансовых, для активного продвижения своей продукции. Мы маленькая страна, и за ее пределами белорусские предприятия друг другу не конкуренты, а скорее коллеги. Поэтому так важно вырабатывать единую политику, чтобы вместе двигаться вперед. Замечу, в Минсельхозпроде именно так и выстраивают наше присутствие на прилавках, чтобы мы не состязались, а дополняли друг друга.

Согласен с этим и гендиректор российского Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов: для того чтобы успешно продавать свой товар, наравне конкурировать с крупными мировыми поставщиками, необходимо проводить работу по объединению предприятий, консолидации объемов, выработке и реализации единой экспортной политики.

К слову, в нашей стране процесс укрупнения запущен еще с 2000-х: тогда было 70 молокоперерабатывающих предприятий, в начале нынешнего — 37, а в следующем году их будет 31. Здесь важно понимать: производства не ликвидируются, а уплотняются по региональному принципу. Это позволяет сохранить эффективность отрасли, так как создается оптимальная структура производства, обеспечить глубину переработки сырья, снизить затраты на управление, производство и реализацию продукции. Отсюда низкая подверженность различным факторам на внешних рынках, устойчивое наращивание объемов экспорта.

Насколько грамотно будут распределены усилия и правильно восприняты и усвоены тезисы форума, покажет время. И хоть цыплят по осени считают, однако хочется верить, что белорусский АПК, не единожды зарекомендовавший себя серьезным деловым партнером, который держит данное слово, сделает все для того, чтобы наращиваемый экспортный потенциал распределялся по наиболее выгодным и перспективным направлениям. По крайней мере, на площадке шестого экспортного форума «Беларусь молочная» акценты расставлены верно.

lana_svetla@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter